Автореферат Муканова


УДК 339.18

На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

 

МУКАНОВ  АМАНГЕЛЬДЫ  КАЛКЕНУЛЫ

 

 

 

Разработка логистики чрезвычайных ситуаций

 

05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях

 

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора технических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2007

Работа выполнена в Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева.

 

Научные консультанты:

 

 

 

 

 

 

Официальные оппоненты:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая организация:

доктор технических наук,

профессор Сулеев Д.К.

 

доктор технических наук,

профессор Утепов Е.Б.

 

 

доктор технических наук,

профессор Игбаев Т.М.

 

академик НАН РК, доктор технических

наук, профессор Рогов Е.И.

 

доктор технических наук,

профессор Плотников В.М.

 

Казахский национальный университет

имени Аль-Фараби

 

Защита состоится «___»_______2007 года в _______ часов на заседании диссертационного Совета Д14.61.25 при Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева по адресу: 050013, г.Алматы, ул. Сатпаева, 22.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева по адресу: 050013, г.Алматы, ул. Сатпаева, 22.

 

 

Автореферат разослан «___»_______ 2007 года.

 

 

 

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук, доцент                                             Тогабаев Е.Т.

 

 

 

В Программе развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) на 2004-2010 годы (постановление Правительства РК от 31.12.03 г. № 1383) намечено  совершенствование системы путём разработки и внедрения новых методов и технологии защиты населения и территорий.

Актуальность проблемы

Изменение климата, хозяйственное освоение регионов, подверженных стихийным бедствиям, урбанизация, осложнение и увеличение мощности производственных технологий, старение оборудования, повсеместное внедрение опасных производств и веществ ведут к росту риска подверженности населения мира чрезвычайным ситуациям.

Мир опасностей непрерывно возрастает, а методы расчёта и прогнозирования, средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Так, за последние 40 лет, ущерб от природных и техногенных катастроф вырос в 9 раз, а их частота – в 5 раз.

В стране произошли коренные социально-политические изменения. Переход к рыночной модели экономического развития, глобальная реформа системы государственного управления, проблемы глобализации требуют переосмысления роли и места системы ЧС и ГО в обеспечении национальной безопасности.

При рыночных отношениях нормативы материально- технического снабжения теряют своё значение, каждый субъект хозяйства самостоятельно оценивает ситуацию и принимает решение. Кроме того, при традиционном подходе задачи по управлению в каждом предприятии решаются в значительной степени обособленно. Задачи управления сквозными материальными, людскими и информационными потоками не ставится и не решается. В результате такие показатели, как затраты, надёжность, качество и другие, складываются в значительной степени случайно и, как правило,  далеки от оптимальных.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники не обеспечило мощного развития информационных систем предупреждения и ликвидации ЧС, т.к. анализ выявил несоответствие скорости движения материальных и людских потоков информационным.

Существенные изменения систем ЧС и среды их функционирования обуславливают необходимость поиска новых принципов и методов их совершенствования. Для реализации Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в новых условиях требуется поворот в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику.

Целью работы является разработка научных основ интегрированной логистики ЧС, обеспечивающей создание новых методов и технологии защиты населения и территории.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- разработать теоретические основы логистики ЧС;

- разработать функциональные области логистики ЧС;

- обосновать «дифференцированный» риск безопасности;

- разработать научные принципы распределения материально-техни-ческих средств;

- обосновать научные основы планирования и управления СиДНР;

- исследовать процессы формирования и динамики дождевого селевого потока.

Методика исследования включает: анализ и обобщение научно-технической информации, методологию системного анализа риска, математическую логику, технико-экономический анализ, методы теории исследования операций, прогностику, лабораторные и опытно-промышленные исследования, экспертные системы, комплексное численное моделирование и гибридных методов математической оптимизации.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработана концепция логистики ЧС – система взглядов на повышение эффективности предупреждения и ликвидации ЧС рационализацией и оптимизацией материальных,  людских, сервисных и информационных потоков, с позиции системного подхода, в основе которой лежит рассмотрение объектов – как систем, состоящих из закономерно структурированных и функционально организованных элементов.

2. Установлен принцип коллективной безопасности – согласованности  действий  и распредении обязанностей при планировании и управлении противодействия ЧС, органов МЧС, предприятий и логистических посредников, усиления роли объединений населения данного района в форме ячеек ЧС (КСК, уличные комитеты и др.), разработки декларации безопасности района и создание консорциумов производителей района.

3. Разработан принцип превентивной безопасности ЛИС «Прогноз», который позволяет прогнозировать ЧС на основе математического моделирования и информационно-компьютерной  поддержки,  а  в  случае  стихийных бедствий прогнозировать развитие ситуации и выработать оптимальную стратегию и тактику, чтобы смягчить их последствия и, по меньшей мере, свести к минимуму ущерб от них.

4. Обоснована интеграция всех функций с целью защиты населения и территории с минимальными затратами  времени  и  ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными, людскими, сервисными  и информационными потоками.

5. На основе использования теории компромиссов разработана интеграция органов МЧС: с торговыми и медицинскими организациями по созданию запасов и поставки материальных ресурсов при ЧС по фиксированным ценам; заводами и фабриками по экстренному выпуску товаров, требуемых при ЧС.

Научные положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Научно-прикладное направление защиты населения и территории, основанного на принципах логистики, использование которых позволило разработать концепцию логистики предупреждения и ликвидации ЧС, отличающейся от традиционной логистики потоками негативного воздействия большой мощности (потоки ЧС) и вызванные ими сквозными материаль-ными потоками, которые аккумулировались в виде материально-технических средств и знаний и нацеленой на максимальное сокращение времени реакции логистической системы.

2. Метод комплексного численного моделирования опасных природных и производственных объектов, основанного на разработке программного комплекса анализа риска и проведения расчётных операций по деревьям событий, использование которых позволило дать комплексную оценку состояния безопасности объекта, спрогнозировать ЧС и его последствия или описать прошедшую аварию.

3. «Дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности, отличающейся от известных концепций тем, что оптимизируются уровни безопасности путём распределения всех технологий на партии и установления для каждой партии регламентируемых нормативов затрат на предупреждение и ликвидацию ЧС.

4. Зависимости влияния приливообразующих сил на формирование дождевых селевых потоков, позволяющие обосновать теорию и методы их прогнозирования.

5. Новая логистическая технология реагирование на ЧС и технологии эвакуации населения и движение материальных потоков с использованием IT-технологии, обеспечивающих рационализацию и оптимизацию проведения СиДНР.

6. Закономерности изменения материальных потоков в фазах подготовки, наступления и ликвидации ЧС, позволяющие обосновать метод определения  оптимального размера запасов материальных  ресурсов  на случай ЧС в населенном  пункте  за  счет использования системного подхода, включающего доставку с аналогичных складов из ближайших населенных  пунктов  при  наступлении  ЧС  в порядке  рассчитанной  очередности.

Практическая ценность.

Разработаны логистические технологии реагирования и смягчения ЧС с использованием IT-технологии, эвакуации населения и движения материаль-ных средств с использованием штрих-кодов. Получена методика разработки логистических интегральных систем процессов защиты населения и территорий, логистические системы непрерывной подготовки руководящего состава формирований ГО и ЧС и обучение населения действиям в ЧС.

Разработаны алгоритмы функционирования логистической АСУ (ЛАСУ) ЧС и методы прогнозирования формирования и динамики дождевых селевых потоков.

Результаты исследований использованы при разработке рекомендаций по применению ЛИС предупреждения и ликвидации ЧС, одобренной Департаментом по ЧС г.Алматы и представленной в МЧС РК и использованы в техническом задании на тренажёрные установки «Имитатор землетрясения».

Реализация результатов исследования:

- приняты к внедрению Департаментом по ЧС г.Алматы МЧС РК;

- использованы в методических указаниях о создании формирований ГО и ЧС в высших и специальных учебных заведениях и методических указаниях по проведению учений по ГО и ЧС  в высших и специальных учебных заведениях прошедших производственную проверку и представленных в МОиН и МЧС РК;

- приняты Представительством Программы развития ООН;

- приняты МЧС РК для намерения создания научно-учебного центра предупреждения и ликвидации ЧС на базе КазНТУ имени К.И. Сатпаева;

- приняты Департаментом по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий города Алматы для включения в разрабатываемый проект  городской программы «Снижение рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера до 2010г.».

Разработаны и внедрены в учебном процессе КазНТУ имени К.И. Сатпаева и повышения квалификации специалистов МЧС:

- силлабус дисциплины «Логистика ЧС» для студентов специальности 050731 – Защита в ЧС;

- силлабус и учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Спасательная техника и связь в ЧС» для студентов специальности 050731 – Защита в ЧС;

- раздел «Логистика ЧС» программы повышения квалификации для руководящих работников органов МЧС РК;

- раздел «Логистика ЧС» программы учебного центра Департамента ЧС г. Алматы для руководства и начальников ГО и ЧС предприятий и организаций.

Полученные результаты реализованы в опытно-производственном образце тренажёрной установки, прошедшей хозяйственную проверку и включённой в перечень оборудования учебно-тренировочных комплексов МЧС РК.

Апробация работы. Результаты работы доложены на пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ( г.Алматы, 2002); международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности" (г.Алматы, КазГАСА, 2002); шестой международной научно-технической конференции посвященной 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева «Новое в безопасности жизнедеятельности», (г.Алматы, 2004); международной конференции «Инженерное образование и наука XXI веке» посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева, (г.Алматы, 2004); VII-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности» (охрана труда, экология, валеология, защита человека в ЧС, токсикология, экономические и правовые аспекты БЖД) (г.Алматы, октябрь 2005 г.); международной научной конференции «Проблемы мира» (г.Ташкент, май 2006); совещании представительства «Программа развития ООН» (г.Алматы, 2006); VIII-ой Международной научно-технической конференции «Новое в безопасности жизнедеятельности» (охрана труда, экология, валеология, защита человека в ЧС, токсикология, экономические, правовые и психологические аспекты БЖД, логистика) (г.Алматы, октябрь 2006г.); XIХ международной научно-практической конференции «Предупреждение, спасение, помощь» (г. Москва, Академия гражданской защиты МЧС РФ, апрель 2007) и совещаниях департаментов ЧС г.Алматы, Жамбылской, Алматинской, Актюбинской и Акмолинской областей и МЧС РК.

Публикации по теме диссертации: опубликовано 37 научных трудов, в том числе 10 индивидуальных. Материалы по теме диссертации представлены в Интернете с декабря 2006 года.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 232 наименований, содержит 234 страницы машинописного текста, в том числе 81 рисунков, 63 таблицы и 12  приложении.

 

Основная часть

 

В первом разделе выполнен анализ современного состояния Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и  выполненных научно-исследовательских работ.

Учёные многих стран считают безопасность жизнедеятельности новой наукой находящейся на первом этапе развития – систематизации знаний. Только в последнее время появляются и формируются попытки объяснения и предвидения, так различные вопросы теории и практики безопасности жизнедеятельности нашли отражение в трудах Ракишева Б.Р., Мельникова Н.В., Игбаева Т.М. Мутанова Г., Степанова   и ряда других.

В развитие таких важных научных направлений, как системный анализ сложных систем, имитационное моделирование и теория управления внесли труды следующих учёных: Н.П. Бусленко, Е.И. Рогов, Н.Н. Моисеев, М.М. Молдабеков, М.Т. Жараспаев, С.Ж. Галиев и другие учёные.

Заметный вклад в сравнительно новую отрасль знаний как геоинформатика внесли работы В.С. Хохрякова, А.Ф. Цехового, И.Б. Табакман, В.Я. Цветкова, А.З. Яшкина и др. С.В. Белов, П.А. Алфёрова, Л.П. Шарипов и др. прогнозируют обострение обстановки с природными катаклизмами, что связано со многими причинами, и прежде всего с антропогенным воздействием на биосферу и глобальным изменением климата.

Однако, в этих работах рассматриваются только отдельные вопросы обеспечения безопасности. Отсутствуют комплексные исследования общих проблем предупреждения и ликвидации ЧС. Нет системных научных исследований в области управления, организации и ведения ГО и ЧС, а методы расчётов перенесенные из других областей знаний показали свою низкую эффективность.

В республике практически полностью отсутствует системный мониторинг природных и техногенных рисков. В связи с этим аварии и катастрофы не прогнозируются, комплексные меры по их предотвращению, обеспечение готовности к ним в полной мере не проводятся.

Несмотря на то, что органы МЧС организационно укрепились, создали соответствующую нормативно-правовую базу, согласовали действия с международными организациями, существующая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС нуждается в усовершенствовании и модернизации.

Кроме того, страны СНГ, в том числе Республика Казахстан, провозглашают «нулевой» или «абсолютный» риск, однако многие учёные доказали невозможность достижения абсолютной безопасности.

Органы МЧС не перешли к рыночным отношениям. Отсутствует системная стратегия защиты населения и территории. Попытка решения задач защиты населения и территории с использованием компьютерных программ, построенные на базе упрощённых моделей процессов предупреждения и ликвидации ЧС приводит к достаточно грубым оценкам и малодостоверным прогнозам.

Разработки современных систем управления, связи и оповещения окончились неудачей из-за несоответствия средств технического оснащения, системному построению и программному обеспечению.

Всё это проявилось при ликвидации последствий Луговского землетрясения 2003 года. Хотя Луговское землетрясение и его последствия не потребовали проведения всего возможного комплекса и объёмов аварийно-спасательных работ и его интенсивность в мировом масштабе было рядовым событием из-за неподготовленности, неорганизованности и плохого управления разрушительные последствия землетрясения оказались намного выше, чем могли бы быть при принятии необходимых предупредительных мер заблаговременно. Население и местные органы оказались совершенно не готовы к ЧС. Материально-техническое снабжение было произведено с большой задержкой.

События в Н. Орлеане (США) показали, что и развитые страны не готовы к реагированию в чрезвычайных условиях. Недостатки прогнозирования, эвакуации населения, случаи мародёрства, несвоевременные поставки жизненно необходимых средств показали неспособность управлять в условиях ЧС.

Таким образом, проведённый анализ показывает, необходимость применения логистики.

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними ин­формационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возра­стающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использова­ние логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной  интервал проведения операции, способствует резкому сокращению материальных запасов, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.

Во втором разделе дано описание объекта управления и рассмотрены теоретические основы логистики ЧС.

Анализ исследования по логистическим системам (Г. Павеллек, П. Конверс, Э. Мате, Д. Тиксье и др.) в том числе,  широко применяемых промышленных систем МРП-1, Канбан, ОПТ и др. показывает, что к настоящему времени к логистики относят управление людскими, энергетическими, финансовыми  и иными потоками, имеющими место в крупных материалопроводящих системах. Появились такие термины, как информационная логистика, таможенная логистика и ряд других.

Однако, механический перенос принципов логистики в процессы защиты населения и территории невозможен, т.к. отсутствует управляемый сквозной материальный поток пронизывающий всех участников процесса.

Организации и предприятия одного района, подверженного ЧС, не связаны друг с другом экономически, технически, организационно. Кроме того, методы расчёта и прогнозирования, применяемые в традиционной логистике не применимы в ЧС, т.к. участники имеют дело с негативными потоками большой мощности проходящими в короткое время, требующих быстрого принятия  и реализации управляющих и технических решений.

Согласно современным представлениям промышленная технология реализуется на сложной смешанной  схеме развития взаимосвязанных технологических процессов и операций, поэтому не всегда удается дать дифференцированную оценку влияния техногенеза по отдельным технологическим фактам воздействия системы «человек-объект-природа».

Реальная природно-техническая система в своем функционировании ба­зируется на процессах энерго- и массообмена, которые могут рассматривать­ся как универсальные с точки зрения всеобщего охвата как формирующего техногенного потока Ω разнохарактерных воздействий  на природные объекты, так и противодействующего  реактивного потока R со  стороны таких объектов (A, G, L, Fl, Fn, Hs) , обусловливающих в конечном итоге (как результаты взаимодействия противоположных потоков) уровень антропогенного изменения свойств природных объектов по всей совокупности их единичных параметров (рисунок 1).

Ситуация с наибольшим риском ЧС при отсутствии эколого-восста-новительных функций, система будет иметь в своем реальном выражении состояние

Sк Ωс(tк) εк(Ω)Dmax .                                (1)

 

 

Рисунок 1 –  Модель материального потока ЧС

На рисунке 1 показана схема функциональных переходов, обу­слов-ленных антропогенными изменениями природно-технические геосистемы (ПТГ) (Δg(t) Δe(t)).

Условные вероятности формируемых переходов в данной системе отвечают: (I-II) переходу экосистемы из абсолютно устойчивого состояния в состояние с имеющимися незначительными остаточными антропо­генными изменениями Ag (условно равновесное состояние экосистемы);

(II-III)переходу экосистемы из состояния с уровнем антро­по-генных изменений Δе1 в состояние с уровнем Δе2 (Δе2 > Δе1) (экосистема с локальным нарушением равновесия – превышение одного ПДК);

 (III-IV) переходу экосистемы в предельное состояние (с пол­ным нарушением равновесия – состояние ЧС).

Предельно экстремальным состоянием ПТГ является случай ее полной деградации, которые происходят по долговременному процессу накопления или имеет аварийный скачкообразный характер. Аналитической предпосылкой исследования таких катастрофических  ситуаций служит математическая модель, известная под названием схемы гибели.

Процесс накопления локальных антропогенных изменений Δе  происхо­дит во времени Δе(t) с некоторой интенсивностью λε. На определенной стадии развития этого процесса может наступить экстремальная ситуация еэiеi> Δеi).

Интенсивность перехода единичных показателей антропо­генного состояния системы μεэ. Постоянным интенсивностям λε  и μεэ, соответствует плотность вероятности момента появления локального изменения экосистемы

,                                                        (2)

а условная плотность вероятности наступления экстремальной ситуации

,                                                 (3)

где t, τ – соответственно время появления локального антропогенного из­менения и экстремальной ситуации в экосистеме.

Методологически функцию безопасности P(t) целесо­образно представить в виде

,                                            (4)

которое характеризует вероятность функционирования экосистемы при на­личии отдельных антропогенных изменений за пределами допуска.

Используя определение условных вероятностей для неисправно () работаю­щих линейных систем, устанавливаем, что в функционирующей экосистеме с вероятностью

                                                  (5)

имеется Δε ≥ [Δε].

При постоянных λε  и μεэ  анализ  безопасности природно-технических геосистем, описываемой схемой гибели, сводится к решению дифференциальных урав­нений с постоянными коэффициентами при заданных начальных условиях

Таким образом, комплексный показатель промышленного техногеза наиболее полно учитывающий исходные показатели находят по формуле

                                           (6)

где Li – коэффициент, характеризующий неравномерность распределения значений единичных показателей eii), составляющих комплексную оценку.

Рассмотренный принцип комплексной оценки промышленного техногенеза по выраженным антропогенным изменениям построен на количественных  признаках состояний еji объектов природы в границах природно-технических геосистем. Поэтому рассмотренный аппарат оценки может быть использован при решении задач исследовательского характера, который позволил:

1) осуществить научно обоснованное применение принципов логистики для различных видов  техногенеза в условиях ЧС;

2) эффективно реализовать научно-технические решения по логистике безопасности формируемых промышленных экосистем.

Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, являются военное дело и, начиная со второй половины XX века – экономика и другие отрасли. Несмотря на определённые различия, которые вкладываются в понятия логистики в каждом направлении, эти понятия имеют общие элементы – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчёт.

Управление материальными потоками, как любым другим объектом, складывается из двух частей: принятие решений; реализация принятого решения.

Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками необходимы определённые знания. Деятельность по выработке этих знаний относится к логистике, соответственно определения трактуют логистику как науку или научное направление.

Логистика ЧС:

- междисциплинарное научно-практическое направление защиты населения и территории, заключающееся в анализе и расчёте потоков негативных воздействий большой мощности (сели, оползни, ураганы и др.) и эффективном управлении встречными материальными потоками, включая связанными с ними информационными потоками;

- наука и практика планирования, организации и управления предотвращения ЧС, смягчении и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера путём интеграции, синхронизации и оптимизации деятельности всех  участников предупреждения и ликвидации ЧС, а также гармонизации их интересов с минимальными затратами времени и ресурсов.

Разработка и применение логистики ЧС базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками ЧС, также как повышение устойчивости объектов, анализ опасностей и др., осуществлялись человеком, начиная с ранних периодов управления безопасностью жизнедеятельности.

Новизна логистики ЧС заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками, причём, потоки ЧС приняты за основные, а встречные потоки жизнеобеспечения и материально-технических средств – вспомогательными. Требуется осознать, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в защите населения и территорий.

Система взглядов на совершенствование защиты населения и территорий в ЧС путём рационализации управления и оптимизации материальных потоков является концепцией логистики ЧС. При этом концепция логистики представлена следующими положениями:

- реализация принципа системного подхода;

- использование «теории компромиссов»;

- учёт логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;

- гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

- развитие услуг сервиса на современном уровне;

- способность логистических систем к адаптации в условиях неопределённости окружающей среды.

В процессе управления материальными потоками ЧС решается множество разнообразных задач. Однако главной задачей логистики ЧС является предотвращение аварий и катастроф, а в случае их наступления, смягчение и ликвидация их последствий (рисунок 2 ).

 

 

Рисунок 2 – Традиционный (а) и логистический (б) подходы к управлению

материальными потоками ЧС

 

Каждая из этих задач решается на основе осуществления какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» понимается совокупность действий, однородных с точки зрении цели этих действий и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих также определённую цель. Логистическая функция – это укрупнённая группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Понятие «материальный поток» является ключевым в логистике ЧС. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных участников, единой функцией управления и упорядочить эти процессы.

Объектом управления логистики ЧС являются материальные потоки чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия природного и техногенного характера и вызванные ими материальные, информационные и людские потоки.

Материальные потоки ЧС могут быть квалифицированны по значительному числу признаков, по типам и видам событий, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий и т.д. Они могут быть вызваны стихийными или техногенными факторами. Поэтому в логистике ЧС под материальными потоками понимают стихийные или техногенные бедствия, сопровождающиеся движением энергии, водных или воздушных масс, грязи, камней и др. (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация потоков ЧС

 

Потоки ЧС

Признаки

классификации

Вид потока

 

Отношение к логистической системе

Внешние, внутренние

Входные, выходные

Природного

характера

Геологические, метеорологические, гидрогеологические, природные пожары, массовые заболевания

Движение земных, водных и воздушных масс и др.

Техногенного характера

Аварии, катастрофы, пожары, взрывы, обрушения и др.

Разрушение конструкции, химические реакции и др.

Материально-техническое обеспечение

Степень совместности

Совместимые, несовместимые

Количество груза

Массовые, крупные,

средние, мелкие

Натурально-вещественный состав

Одноассортиментные,

многоассортиментные

Удельный вес груза

Тяжеловесные, легковесные

Консистенция груза

Тарно-штучные, насыпные, навалочные, наливные

Информационные

Вид связываемых потоком систем

Горизонтальные, вертикальные

 

Место нахождения

Внешние, внутренние

 

Направление по отношению к логистической системе

Входные, выходные

Людские

 

Население

Спасатели и специалисты

Эвакуация

Прибытие

 

Мы рассматриваем логистику ЧС как теорию и практику управления материальными и связанные с ними информационными потоками. Процесс управления отражён на рисунке 3,  на примере селевого потока. Управлять селевым потоком можно с помощью различных действий: можно остановить селевой поток (плотина), изменить его интенсивность (перепускная плотина), направление (стенки) или структуру (решетки) и т.п.

 

 

Рисунок 3 –  Принципиальная схема управления селевого потока

 

В отличие от традиционной логистики, безопасность жизнедеятельности имеет особенности в понятии «сквозной материальный поток». При наступлении ЧС негативный поток вызывает встречные потоки материальных средств и людских масс (рисунок 4).

Подпись: Население 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


З – запасы ЧС; отражает результат изменения и накопления потока,

     – элементы логистической системы,

      – связи между элементами,

         границы систем

Pi  – суммарный материальный поток.

 

Рисунок 4 –  Логистический подход к управлению  материальными

потоками ЧС

 

При этом на макроуровне обособленность предприятий – звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в необходимом количестве и ассортименте. Однако «сквозной материальный поток» наступает только при ЧС. На микроуровне логистическая цепь не замкнута, отдельные предприятия накапливают материальные запасы и готовят свой персонал к ЧС. Поэтому логистика ЧС имеет следующие особенности:

1) потоки ЧС вызывают встречные материальные, людские, информационные и др. потоки;

2)     сквозной материальный поток –  прерывистый;

3)     элементы материального потока на макроуровне – параллельны;

4)     запасы ЧС и подготовка персонала – «пружинные».

При возникновении потока ЧС  производятся определённые действия по предотвращению, смягчению и ликвидации его последствий. Эти действия называют логистическими операциями.

Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления потоком ЧС и материальными потоками необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этим потокам. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материальных, информационных и др. потоков.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Разработаны разнообразные системы, обеспечивающие функционирование механизма защиты населения и территории. В этом множестве необходимо выделить именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.

Таким образом, логистическая система – это адаптивная система  с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. В качестве логистической системы ЧС можно рассматривать организацию МЧС, отдельное предприятие или территориально-производственный комплекс объединённый Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации ЧС и Департаментом по ЧС МЧС РК.

Макрологистическая система – это кризисная система управления материальными потоками, охватывающая органы МЧС, предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые, медицинские и транспортные организации, службы энерговодоснабжения и связи различных ведомств, расположенных в одном или разных регионах страны или даже в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определённую инфраструктуру экономики района, страны или  группы стран.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистической системы и представляют собой класс внутрипроизводственных логистических  систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединённые единой инфраструктурой.

В третьем разделе приведён методологический аппарат логистики ЧС и особенности применения комплексного численного моделирования процессов ЧС.

При традиционном подходе задача по управлению материальными потоками в каждом звене решается обособленно с применением общеизвестных методов принятия решений. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированных разработок самостоятельных систем к логистическим интегральным системам (ЛИС) требует расширения методологической базы управления материальными потоками. Концепция логистики ЧС базируется на методологии «реактивного  отклика» на спрогнозируемое ЧС.

Методологической основой сквозного управления материальными потоками является системный подход, принцип реализация которого в концепции логистики ЧС поставлен на первое место.

Широкое применение в логистике имеют различные методы моделирования. В логистике ЧС как способ исследования логистических систем была применена известная научная концепция комплексного численного моделирования сложных систем с использованием базовых моделей механики сложных сред, численных методов механики и гибридных методов математической оптимизации.

При расследовании произошедших аварий или прогнозировании последствий ЧС широко применяли новый метод математического моделирования количественной оценки риска опасных производственных объектов и их численного анализа, основанного на разработке программного комплекса анализа рисков и проведения расчётных операций по деревьям событий, при чём при расследовании произошедших аварий расчёты проводили с конца, а при прогнозировании последствий ЧС – с начала, с экспертным обоснованием последствий аварий.

В разделе изложена методика экспериментальных исследований. Опыты проводились в лабораториях КазНТУ имени К.И. Сатпаева, полигонах Департамента по ЧС г. Алматы и ущелье реки Б. Алматинка. Характеристики параметров и процессов ЧС определялись по общепринятым методикам.

В четвёртом разделе обоснован «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности, рассмотрены логистический подход к управлению материальными потоками ЧС и функциональные области логистики ЧС.

В работе проведена оптимизация риска, которая позволила обосновать «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности.

Обзор позитивного зарубежного опыта показывает, что в различных странах мира в зависимости от исторических, экономических, политических, социальных и других условий сложились в основном три концептуальных подхода к решению проблем безопасности. Первый подход базируется на принципе «ненулевого риска» (США, ЕС), второй – детерминистский подход (Германия), третий – сочетает в себе принцип «ненулевого риска» и элементы детерминизма (Япония).

Анализ затрат на безопасность показывает, что достичь показателей развитых стран невозможно с нашими ограниченными финансовыми возможностями. Например, общие расходы на предупреждение ЧС федеральным органами США превышают 6 млрд. долларов. А общие расходы на безопасность при создании новых производств составляют 20-25% от общей стоимости, для сравнения в странах СНГ – 0,2-0,8%.

Многообразие регулирующих охрану природы и регламентирующих  контроль документов (более 100 различных стан­дартов) чрезвычайно затрудняет практическое  пользование ими.

В отличие от нормирования экологического контроля, где определяющим является не превышение ПДК или ПДС, нормирование контроля ЧС имеет свои отличия, так как из-за изношенности оборудования и технологии постепенно могут накапливаться техногенные нагрузки или могут понизиться антропогенные показатели.

Поэтому одно предприятие в период своей эволюции может переходить из одной категории в другую по критерию, когда наблюдается прямой ущерб человеку или природе (рисунок  5).

Подпись: Рисунок 5 –  Стадии жизненного цикла предприятия

Оптимизация критериев возможна на основе иссле­дований действительных процесссов техногенно-антропогенного развития по конкретным природно-техническим геосистемам, моделирования механиз­мов такого развития и установления общих закономерностей распределения свойств природных объектов с учетом их  взаимного влияния.

Гарантией создания промышленной продукции или сооружения объекта, отвечающих требованиям безопасности ПТГ, служит точ­ность  нормирования на всех стадиях жизненного цикла, формирующих конечную продукцию. Допуск безопасности как мера соот­ветствия формируемых свойств заданным природоохранный критериям яв­ляется комплексной величиной, удовлетворяющей трем основным условиям:

-  безопасности формируемого объекта б);

- технологическому обеспечению производственных процессов, создающих конструктивный потенциал объекта в соответствии с требованиями его функционального назначения (Тк);                                                

- возможности аварий и катастроф, оцениваемые объективной мерой  ущерба (Уф).

Таким образом, допуск может рассматриваться в виде интегральной оценки трех компонентов

Δе = Ф[Рб, Тк, Уф],                                                              (7)

каждый, из которых является критериальной мерой.

Для обоснования оптимальных значений рисков проведена оптимизация по приведенным затратам. Оптимизация предусматривает распределение всех технологий на партии и установление норматива затрат на безопасность для каждой партии.

С целью сокращения вариантов расчётов и количества опытов использован метод планирования трёхфакторного экстремального эксперимента. Минимизация технико-экономического критерия безопасности с соблюдением ограничений, налагаемых на целевую функцию, позволили определить, что для г. Алматы уровней безопасности должно быть семь. Мониторинг предотвращения ЧС  ПТГ приведён в таблице 2.

 

Таблица 2 – Мониторинг предотвращения ЧС природно-технических геосистем

 

 

уровня

 

Ущерб

Критерии ПТГ

Норматив затрат на безопасность,

в % от полной стоимости проекта

уровни экологического состояния

действие техногенных источников

Ω

показатели антропогенного ландшафта

1

АЭС

> ПДК

 

I

по потребности

2

max

= ПДК

очень сильное

I

25

3

большой

< ПДК

сильное

II

20

4

Средний

<ПДК

среднее

II

15

5

ниже среднего

<< ПДК

слабое

III

10

6

min

<< ПДК

очень

слабое

III

5

7

 

 

нет

 

нет

 

Анализ традиционной системы управления процессами ЧС показал их недостатки: управление с большим запаздыванием; ошибочные решения; часто без обратной связи (т.к. разведка проводится с задержкой). Кроме того, все большую роль играет «человеческий фактор».

Как отмечено, на макроуровне элементы логистической системы располагаются параллельно. При наступлении ЧС в качестве элементов логистической системы рассматриваются сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рисунок 6).

 

 

 

 

 

Подпись: Рисунок 6 –  Структурная схема взаимодействия участников 
при наступлении ЧС

 

 

 

 

Для математической обработки уравнений, при анализе вопросов предупреждения ЧС, ввели передаточные функции преобразования по Лапласу(неоднородные дифференциальные уравнения), где для схемы участников в фазе формирования и ликвидации ЧС общая передаточная функция:

к(р) = к1(р) + к2(р) + … + кn(р),               (8)

 

общая передаточная функция обратной связи с регулятором:

[1+к(р)∙крег(р)]у = к(р)∙х,                                                 (9)

 

а уравнение замкнутой системы:

к(р)∙ крег(р) – 1 = 0.                                                         (10)

Поэтому в соответствии с концепцией логистики ЧС управляющие функции переданы ЭВМ, работающих в режиме логистических автоматизированных систем управления (ЛАСУ).

Учитывая, что в основном параметры материальных потоков ЧС неизвестны или не контролируются с достаточной точностью, а построенные математические модели содержат вероятности, в работе применены элементы математической статистики и логики. Эти методы расширяют возможности научного предсказания и рационального принятия решений.

Поэтому для создания интегрированных систем материальных потоков ЧС произведена проверка и оценка задач со случайными параметрами, представленной на рисунок 7.

Логистическая система принимает решения основываясь на данных, представленных n-мерной случайной величиной Х ≡ (х1, х2, …, хn), которая связана с состоянием среды через совместное распределение s и х.

Учитывая многообразие вариантов управления материальными потоками ЧС, когда определялись совместное распределение s и х вместе с функцией риска, представляющей действие системы для каждой комбинации состояния среды и решения, то задача состояла в минимизации ожидаемого риска:

                                  (11)

путём оптимального выбора решающей функции у(х).

 

 

Рисунок 7 – Модель принятия решений ЛАСУ

(оценка и контроль в задачах со случайными параметрами)

 

Если давалось «априорное» распределение s и плотность условного распределения φ(х/у), то «апостериорное» распределение вероятностей получали с помощью формул Байеса в виде

                                          (12)

В случае, когда среда имеет непрерывное распределение множества состояний, представленных значениями величины S ≡ (s1, s2, …, sn), а m компонент ук решающей функцией У ≡ (у1, у2, …, уn), надо выбирать так, чтобы аппроксимировать соответствующее значение sк  уточняемом функцией риска С(s,y), то оценку проводили по методу наименьших квадратов, где ожидаемый риск равен:

.                                  (13)

Логистика ЧС, используя теорию компромиссов, разграничивает обязанности участников защиты населения и территории и дает возможность применитьновые формы взаимоотношений (таблица 3). Так, роль государственных органов, кроме органов МЧС:

- общее сейсмическое районирование территории;

- разработка СНиПов для сейсмоопасных зон;

- восстановление зданий и сооружений соцкультбыта и др. при ликвидации последствий ЧС;

- формирование и интеграция информационных систем и ресурсов;

- заключение договоров с торговыми и другими организациями о создании запасов и их выдачи ячейкам ЧС по фиксированным ценам при ЧС.

 

 

Таблица 3 – Реализация теории компромиссов в логистике ЧС

 

 

Интеграция органов МЧС

Формы взаимоотношений

1.

Логистические посредники (строительные, транспортные, ремонтные, складские, обучения, информационные, снабжения)

-   сертификация;

-   договора о взаимодействии при ЧС;

-   страхование

2.

Предприятия с опасным производством

-   фонд ЧС;

-   консорциум района;

-   ДБ района;

-   страхование

3.

Торговые организации (оптовые базы, магазины, аптеки и др.)

-   договоры о создании запасов и

    выдачи населению при ЧС;

-   страхование

4.

Ячейки ЧС (КСК, улькомы и др.)

-   договор о взаимодействии;

-   страхование

5.

Заводы и фабрики производящие нужную продукцию при ЧС (печи, одеяло, палатки, укрытия, теплые вещи, медицинские средства и др.)

-   договор об экстренном выпуске

    продукции при ЧС

 

При этом ключевую роль в управлении этими потоками играют предприятия и организации, приведённые на рисунке 8.

До последнего времени, в период становления органов МЧС, акцент делался на организацию и усиление формирований и ее органов на местах.

Логистический переход «от рынка продавца к рынку покупателя» позволяет при подготовке к ЧС делать ставку на логистических посредников и развитие возможностей населения. Доминирующим направлением деятельности логистики ЧС является повышение потенциала общественности и населения для эффективной координации и управления деятельностью по подготовке и реагированию на ЧС.

Логистика по контракту (с применение третьего участника) приведёт к значительным изменениям в организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС. Передача части функции логистическим посредникам и «ячейкам ЧС» по транспортировке, организации питания, хранению и управлению запасами, обслуживанию, информатизации и т.д. позволит органам МЧС сосредоточиться на проведение спасательных работ.

 

                       - материальные и информационные потоки;

            £ - звенья логистической системы (ЗЛС);    - транспортное ЗЛС

9,10 - органы и формирования МЧС; 11- предприятия с опасным производством;

12 - предприятия, фирмы и организации; 13,16,19,20,21 - торговые базы, склады, магазины, рынки, аптеки и др.; 22 - ячейки ЧС (КСК, улькомы и другие формы организаций населения) (ЗЛС22); 4,5,6,7,8,14,15,17,18  -  транспортные организации; 1,2,3 – поставщики.

 

Рисунок 8    Логистическая цепь ЧС

 

Под руководством местных органов и ЧС ячейки берут на учёт проживающих на их территории врачей, психологов и спасателей, заключают договора о взаимодействии на случай ЧС с киосками, магазинами, аптеками, компьютерными клубами и организациями связи. Кроме того, ячейки закрепляются за предприятиями, выпускающими средства необходимые при ЧС.

Наука и практика деятельности в сфере логистики  вырабатывают общие приёмы управления сквозными материальными потоками ЧС. Однако, управление материальными потоками на отдельных участках имеет известную специфику. Функциональные области логистики ЧС – это большая группа работ по управлению  материальными потоками ЧС, объединённая по признаку общности цели этих работ.

Объектом логистики ЧС является сквозной материальный поток, тем не менее, на разных фазах управления защитой населения и территории имеется известная специфика. В соответствии с этой спецификой выполняются три функциональные области логистики ЧС: предотвращение ЧС, смягчение ЧС и ликвидация его последствий, и при всех областях – информационная и транспортная.

Логистика предотвращения ЧС – наука и практика управления комплексом мер с целью предупреждения ЧС при помощи анализа опасностей, расчёта рисков и мер предупреждения ЧС.

Так как все вопросы смягчения и ликвидации последствий ЧС начинают решаться на ранней стадии управления материальными потоками, поэтому самым важным этапом логистики ЧС  является этап  предупреждения и предотвращения, а функцией управления является общая координация работ по предупреждению и предотвращению ЧС.

С помощью комплекса предупредительных мероприятий и работ возможно, как показывают экспериментальные исследования и практика, свести до минимума (не обходимого и достаточного) уровня, вероятность ЧС, диктуемого возможности техники и технологии, поэтому разработана ЛИС «Прогноз», реализуемая алгоритмами, один из которых приведён на рисунке 9 .

Учитывая, что задачами стадии ликвидации последствий ЧС является восстановление повседневной жизнедеятельности, методы которой не отличаются от традиционной логистики, данная стадия в работе не рассматривалась.

В пятом разделе исследован процесс формирования и динамики дождевого селевого потока на основе использования методов решения логистических задач и компьютерной реализации ЛАСУ.

Описание объекта моделирования показал, что отсутствуют гипотезы зарождения одного из загадочных природных явлений. Опираясь на логистические методы предполагаем значительное влияние приливообразующих сил, которые изменяют силу тяжести до 0,25 мгал на формирование дождевых селевых потоков.

Механизм влияния в общем виде можно представить следующим образом (рисунок 10 ).

В начале дождя сухая почва поглощает на её поверхности жидкость. Впитывание происходит до относительной влажности породы. При этом, проникновение влаги в породы, в которых диаметр пор или ширина трещин более 18 мм (явление инфлюации) может передвигаться под действием сил тяжести в следующих формах: а) в виде плёнок по поверхности частиц по некоторой зигзагообразной линии (гравитационная плёночная вода); б) в виде капельно-струйной воды; в) сплошного потока при заполнении пустот породы водой.

 

 

Рисунок 9 – Алгоритм функционирования ЛАСУ ЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 – интенсивность дождя, мм/мин; 2 – инфильтрация, мм/мин; 3 – инфлюация, мм/мин;

4 – поверхностный сток, мм/мин; 5 – грунтовый сток, мм/мин; 6 – растительности.

 

Рисунок 10 –  График влияния сил притяжения Луны на селеобразующие

факторы дождя

 

По мелким породам, где проявляются капиллярные силы (явление инфильтрации) также можно выделить две основные фазы движения влаги: впитывание и фильтрация.

Часть влаги не успевшей впитаться в почву скапливается в различных неровностях, часть стекает по поверхности склона (поверхностный сток), а часть в подпочвенным слое, поверхностных отложениях и выветренной зоне коренных пород (грунтовый сток). Определённое количество осадков задерживается растительностью. Под действием сил притяжения Луны в соединении с центробежными силами, развивающимися при вращении системы Земля-Луна, происходит задержка жидкости в горных породах, на поверхности земли, на растительности и т.д.

Результаты экспериментов по исследованию увеличения связанной воды в горных породах показали, что в крупнообломочных породах (d>2 см) зависимость между  диаметром обломков и увеличением связанной жидкости (U, %) происходит по закону:

.                                                    (14)

В мелкообломочных породах (d<2 см) количество связанной жидкости значительно больше, а зависимость между d и U имеет вид:

                                                   (15)

При переходе Луны максимальной фазы и начала уменьшения приливообразующих сил происходит лавинообразное освобождение жидкости, водный поток испытывает новое качественное изменение и переходит в селевой.

Математическое моделирование влияния приливообразующих сил на формирование дождевого селевого потока позволило получить математическую модель дробного факторного эксперимента:

 

y = 13,5+4,08x1+2,06x2+1,1x3+1,04x4–4,02x5–0,82x6–0,43x7                                (16 )

Зависимость (16) показывает, что их всех факторов, влияющих на формирование селевого потока наиболее значимы: интенсивность дождя, характеристики инфлюации и растительности.

Таким образом, из формулы водного баланса можно определить объём селевого потока  (Q,  м3/с ) следующим образом:

                                    (17)

где  х – количество осадков, м3/с;

  t – продолжительность осадков, с;

 Uн – накопление воды, обусловленное неровностями рельефа, м3;

 kи – коэффициент насыщения породы инфильтрации;

 kл – коэффициент насыщения породы инфлюации;

 Jи – потери на впитывание, инфильтрации;

 Jл – потери на впитывание, инфлюации;

 Qд – объём жидкости связанной деревьями;

 Qк – объём жидкости связанной кустарниками;

 Qт – объём жидкости связанной травяным покровом;

 Qр – объём реки, вытекшей из ущелья за время t;

 Qн – объём набегания селевого потока.

Произведено построение математической модели динамики движения селевого потока, численного анализа параметров неустановившегося безнапорного изменяющегося течения несжимаемой многокомпонентной жидкости по прямому длинному каналу с открытым руслом постоянного сечения. Задачи разрушения дна канала не рассматривались (рисунок  11).

 

 

Рисунок 11 –  Схематичное представление течения селевого потока по каналу

постоянного сечения (продольное сечение)

 

 

 

 

Уравнения имеют вид:

;

;                         (18)

f = f(B,H);

s = s(r,nм)

 

Построение математической модели движения селевого потока на основе базового уравнения силы Кориолиса

Fк = 2m[v·ω]                                                       (19)

показало большое практическое значение при проектировании гидротехнических противоселевых сооружений и планирования мероприятий безопасности, так как основную силу воздействия селевой поток, в условиях г. Алматы, имеет на правую сторону ущелья.

Компьютерный симулятор на базе математической модели скорости добегания селевого потока позволил разработать компьютерную интерфейсную оболочку, имитирующую работу реальных пунктов управления в диспетчерских центрах органов МЧС в привычной для диспетчеров визуальной форме.

В шестом разделе приведены мероприятия по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации ЧС на базе концепции логистики и изложена практическая реализация результатов внедрения.

Методы решения логистических задач позволили разработать следующие ЛИС предупреждения и ликвидации ЧС:

- ЛАСУ;

- информационную ЛИС;

- технологии эвакуации и регистрации прибывающих в зону ЧС на ос- нове применения штрих-кодов;

- ЛИС движения материальных ресурсов с применением штрих-кодов;

- ЛИС прогнозирования;

- ЛИС оповещения;

- распределительную ЛИС;

- запасы и склады логистики ЧС;

- глобальную логистику ЧС.

На основании концепции логистики ЧС при участии автора разработаны ЛИС «центральный склад», системы непрерывной подготовки формирований ГО и ЧС, обучения населения, психологической логистики ЧС и ЛИС перевозки опасных грузов.

Логистика ЧС даёт инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации о возможном реально протекающем процессе, создать и исследовать модели изучаемых процессов ЧС, автоматизировать процессы обработки результатов поступающей информации, управлять МТО и силами МЧС. Всё это обеспечивает создание ЛАСУ.

Технология  ЛАСУ – это универсальный инструмент изучения, анализа и прогнозирования ЧС, а также подготовки и принятия управленческих решений. В рамках ЛАСУ, как правило, моделируются сложные ЧС, анализируются возможные варианты разрешения возникающих проблем, осуществляются экспертные оценки и разбираются возможные последствия реализации принятых решений.

Отличие от традиционных информационных систем в логистике ЧС информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальными потоками, их оперативное и надёжное взаимодействие.

Главной особенностью защиты населения и территории является «взрывной» характер увеличения количества информации при наступлении ЧС. Поэтому одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. От рациональности управления информационными потоками напрямую зависит эффективность управления людскими и материальными потоками.

Для управления информационными потоками ЧС  разработали технику и технологию обработки информации населением, органами МЧС, организациями и т.д. на базе широкого применения сотовой связи и Интернета.

Анализ завершили разработкой комплексных предложений по совершенствованию управления информационными потоками на макроуровне, в соответствии с принципами системного подхода, а затем были проведены исследования на микроуровне. 

Технологии движения людских и материальных потоков. Основным недостатком традиционной системы предупреждения ЧС является несоответствие скорости материальных и информационных потоков. Внедрение ЭВМ на отдельных операциях не надавала возможности резкого увеличения производительности.

         Данная проблема решилась путём использования оборудования, способного сканировать (считывать) разнообразные штрих-коды, при эвакуации людей, прибытии и движении спасателей, идентификации раненых и погибших, а также  движения грузовых единиц (рисунок 12). Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 12 –  Технология автоматизированной идентификации

штрих-кодов.

 

Самое важное при ЧС – это реагирование в первые минуты, поэтому разработана ЛИС предупреждения возникновения и развития ЧС.

ЛИС предупреждения, возникновения и развития ЧС основана на логистически измененной технологии основных мероприятий при наступлении ЧС. На рисунке 13 приведены основные мероприятия Луговского землетрясения и логистическая схема с использованием IT технологий и автоматических систем «Оповещение ЧС». Технологии отличаются тем, что некоторые операции (4 операции) производятся не после наступления ЧС, а до него. Второе отличие, что ЧС фиксируется автоматической системой контроля, которая фиксирует не только наступление ЧС, но и степень разрушения, и она дает команду на ЭВМ. Компьютер, проанализировав данные, выбирает вариант реагирования и дает команды соответствующим службам. Руководители органов МЧС, где бы они не находились, принимают поступающую информацию через сотовую связь, проводят только корректировку программ.

ЛИС предупреждения, возникновения и развития ЧС основана на автоматизированной системе оповещения землетрясений, пожаров, оползней, селей и других ЧС, состоящая из АСК нескольких базовых элементов на основе различных датчиков, центров сбора  и анализа мониторинговой информации, каналов связи, позиции данных и АСУ.

 

Р – разведка; И – информирование; О – оповещение; Ц – создание центра; ПР – принятие решений; Оц – оценка предварительная; Ш – создание штаба; 1 – определение приоритетного направления; 2 – утверждение правил финансирования.

 

Рисунок 13 –  Технологии основных мероприятий ЧС

 

Системы контроля опасных производственных объектов также состоят из датчиков, в зависимости от технологии производства и технических систем устанавливают датчики давления, газоанализаторы, датчики перемещения и др.

Новая система позволяет не только постоянно контролировать состояние объектов, но и прогнозировать развитие ситуации в случае стихийных бедствий, например землетрясений и наводнений, а также помогает выработать оптимальную стратегию и тактику.

Складская сеть, через которую осуществляется распределе­ние материального потока, является значимым элементом логи­стической системы.

         При принятии решения о размещении складов ЧС главное внимание уделяется быстрой доставке предметов первой необходимости и лекарственных средств к распределительным пунктам.

Впервые установлены закономерности изменения материальных потоков в фазах подготовки,  наступления  и  ликвидации ЧС, позволяющие обосновать метод определения  оптимального  размера  запасов материальных  ресурсов  на  случай ЧС в  населенном  пункте  за  счет использования системного подхода, включающего доставку с аналогичных складов из  ближайших  населенных  пунктов при  наступлении  ЧС  в порядке  рассчитанной  очередности при  условии  равномерного распределения и оптимизировать расположение складов (рисунок 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Т – время оформления выдачи материальных ценностей с центрального склада,

       транспортировку и организацию начала распределения при Луговском землетрясении;

t   - время, необходимое на начало распределения; 

t1  - интервал времени, за который выдается запас с местных складов;

t2  - интервал времени, за который выдается запас со складов I очереди;

t3  - интервал времени, за который выдается запас со складов II очереди;

З1   - запас, поступивший со складов I очереди за время (t + t1);

З2   - запас, поступивший со складов II очереди, за время (t + t1 + t2).

 

Рисунок 14 –  Распределение материальных ценностей Луговского

землетрясения (кривая 1)  и логистического (кривая 2)

 

Разработанная методика построения логистически организованной системы распределения ЧС проиллюстрирована на примере Луговского землетрясения,  где складами первой очереди являются запасы села Мерке (40 км), а второй очереди запаса г.Тараз (120 км).

         Оптимальный минимальный запас на местном складе (Зmin):

 

З min =                                                                (20)

где  A – оптимальная потребность в единицах товара;

B – затраты на размещение единице товара;

I – годовые затраты на хранение единицы товара.

Необходимый объем запасов на случай ЧС (Зп):

Зп = Зmin  +  З1 +  З2                                                                                  (21)

Одним из ключевых понятий логистики ЧС является понятие грузовой единицы и набора ЧС и базового модуля.

Грузовая единица некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.  Наборы ЧС – определенное количество и состав товаров, предназначенный для спасения людей и решения их насущных потребностей. Базовый модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600×400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Исследования позволили  разработать глобальную логистику ЧС, которая определяет стратегию кооперации в сфере мировой политике предупреждения и ликвидации ЧС. Во-первых, нужно оптимизировать усилия для решения проблем безопасности. Во-вторых, сделать предупреждение и ликвидацию ЧС адекватным глобальному инновационному процессу. В-третьих, найти оптимальные точки схождения интересов органов МЧС, производственных и частных структур разных стран.

Комплексное использование результатов исследования проводили сравнительными прогнозными расчётами последствий 8-ми бального землетрясения в г. Алматы и мероприятиями с применением ЛИС. Применение разработанных рекомендаций позволит уменьшить безвозвратные потери на 23,5%; число санитарных потерь – в 3 раза; в том числе пострадавших от вторичных факторов: химического отравления – 53%; число обмороженных (при низких температурах) – в четыре раза, а людей с посттравматическим синдромом уменьшить в 5,4 раза; за счёт резкого уменьшения времени реагирования, улучшения технологии и увеличения надёжности работы систем управления и реагирования, при увеличении затрат на стадии планирования и  подготовки к ЧС на 2,8% и уменьшения на стадии ликвидации – на 356%. Резко снизится аварийность на 41-73% за счёт мер предотвращения ЧС. Использование логистических методов оптимизации запасов позволяет уменьшить их на 32-49% и на 16-28% уменьшить площадь складских помещений.

Полученные исследования подтверждают достоверность результатов экспериментально-теоретических исследований и оптимизации процессов.

 

 

 

Заключение

 

В результате  проведённых теоретических и расчётно-эксперимен-тальных исследований получены новые научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение актуальной прикладной проблемы защита населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера, уменьшение их социально-экономических последствий, без которых невозможно устойчивое развитие страны.

Основные результаты, выводы и рекомендации выполненных исследований заключаются в следующем:

1 На основе применения логистических принципов разработано новое научное и учебное направление защиты населения и территорий – логистика ЧС, позволившая перейти от концепции «реагировать и спасать» к концепции «рассчитать и предупредить».

2  Разработан широкий круг вопросов теории логистики ЧС, определения, объекты логистического управления, операции, функции и концепция, новизна которой заключается в принятии потоков ЧС за основные, а встречные потоки жизнеобеспечения и материально-технического снабжения – вспомогательными.

3 Разработаны научные основы управления предотвращения, смягчения и ликвидации последствий ЧС на основе численного моделирования ЧС природного и техногенного характера с разработкой новой технологии СиДНР.

4 Разработаны новые принципы распределения имеющихся материально-технических средств при проведении СиДНР, позволивших разработать методику построения логистически организованной системы создания и распределения средств жизнеобеспечения.

5 Установлены зависимости и математическая модель влияния приливообразующих сил на формирование дождевого селевого потока, позволяющие обосновать теорию и методы их прогнозирования.

6 Использование в логистике ЧС  автоматизированной идентификации штрих-кодов позволило разработать новые технологии эвакуации населения и движения материально-технических средств.

7 В результате проведённой оптимизации (по минимуму приведённых затрат) обоснован «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности на основе расчёта рисков и мер предупреждения ЧС по степени опасности технических, технологических, организационных и с учётом «человеческого» фактора.

8 Разработанные рекомендации по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации ЧС на базе концепции логистики ЧС с применением рыночных методов управления  ЧС (декларированием, страхованием, созданием фонда ЧС района, и джобберскими договорами) позволяют уменьшить безвозвратные потери на 23,5%; число санитарных потерь – в 3 раза и резко снизится аварийность на 41-73%.  Оптимизация запасов позволяет уменьшить их на 32-49%.

9 Внедрение результатов НИР и разработанные в процессе выполнения работы методических рекомендации, алгоритмов и программ подтверждается актами внедрения с ожидаемым экономическим эффектом более 150 млн. тенге.     

Список опубликованных работ по теме диссертации

1 Муканов А.К. Применение микропроцессорных систем в гидроме-лиорации. Экспресс-информация, Стройинформ. – Алматы, 1998. – 3 с.

2 Муканов А.К., Муканов М.А. О создании математической модели загрязнения окружающей среды при нефтедобыче и строительстве природоохранных объектов. Экспресс-информация, Стройинформ. –Алматы, 1998. –5 с.

3 Муканов А.К., A.M. Габдуллин, М.А. Муканова. Интегрированный логистический подход к проблемам промышленной безопасности // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях"

ч. 1 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002.  – С.145-148.

4 Е.Б. Утепов, Муканов А.К., А.Ш. Шабанов, Б.С. Бертаев. Система  сертификации организации эксплуатирующих и транспортирующих опасные грузы // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ч. 1 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. – С. 323-325

5 Ы.Б. Бектурсунов, А.А. Тусупов, Муканов А.К. Комплексная программа улучшения экологического состояния и охраны окружающей среды Жамбылской области. // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ч. 2 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. С. 129-133.

6  Муканов А.К., Т.К. Кенеев, Л.Н. Лебедева. Роль геоинформатики в экологических исследованиях // Труды международной научной конференции "Информационные технологии и автоматизация производственных процессов" –Алматы, КазНТУ им.Сатпаева, 2002. –С.321-326

7 Д.Ж. Ибрагимова, Е.Б. Утепов, Муканов А.К. Разработка и еализация

программ экологической безопасности Каспийского региона // Материалы международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности". –Алматы, КазГАСА 2002. –С. 162-164.

8 Муканов А.К., Д.С. Сакабеков, Е.Б. Утепов. Уравнение диффузии и переноса в математической модели загрязнения атмосферы // Материалы международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности". –Алматы, КазГАСА 2002. –С.96-101.

9 Муканов А.К., Е.И. Шатов, И.А. Шабанов. О новой системе организации транспортировки и распределения (джобберство) сжиженного газа // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.339-342.

10 М. Жараспаев, Муканов А.К., Г.Ж. Жараспаева. К вопросу расчета концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. С. 190-194.

11 Муканов А.К. Исследование природовосстанавливающей способности окружающей среды на примере Аральского моря // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.333-336.

12 Муканов А.К., М.А. Муканов. О создании математической модели загрязнения окружающей среды при нефтегазодобыче // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.336-339.

13 Муканов А.К. Логистика чрезвычайных ситуаций. // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С. 146-148.

14 Муканов А.К. Использование в логистике технологии автоматизированной индентификации щтрих-кодов // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. – Алматы, КазНТУ, 2005. –С.142-145.

15 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш. Разработка логистических систем перевозки опасных грузов // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С.148-151.

16 Муканов А.К. Информационные логистические системы при чрезвычайных ситуациях // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С.152-154.

17 Муканов А.К. Разработка логистической концепции ЧС. / Вестник КазНТУ, №1. –Алматы, КазНТУ, 2007. –С.62-68.

18  Сулеев Д.К., Муканов А.К. Разработка логистических интегральных систем предупреждения и ликвидации ЧС. / Вестник КазНТУ, №1. –Алматы, КазНТУ, 2007. –С.68-73.

19 Муканов А.К., Бертаев Б.С., Утепов Е.Б. Логистическая организация таможенных грузов на грузовых терминалах. / Вестник КазНТУ, №1. –Алматы, КазНТУ, 2007. –С.96-101.

20 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш., Ержанова А.К., Молдаханов Т.О. Разработка и исследование ЛИС перевоза сжиженных газов // Труды восьмой международной научно-технической конференции "Новое в безопасности жизнедеятельности", ч.1. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2006. –С.186-190.

21 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш., Ержанова А.К. Логистическая интегральная система перевозки сжиженных газов. Научно-практический журнал «Архитектура, строительство, дизайн», №2-4. ТАСИ,  Ташкент, 2006.С.96-99.

22 Муканов А.К. Материальные потоки ЧС // XIХ международная научно-практическая конференция «Предупреждение, спасение, помощь». Академия гражданской защиты МЧС РФ. Москва, апрель 2007. С.214-217.

23 Муканов А.К. Виды материальных потоков ЧС // XIХ международная научно-практическая конференция «Предупреждение, спасение, помощь». Академия гражданской защиты МЧС РФ. Москва, апрель 2007.С.217-224.

24  Муканов А.К., Халиков Д.К., Шарипханов С. Применение сотовой и пейджиковой связи для оповещения населения при ЧС. // XIХ международная научно-практическая конференция «Предупреждение, спасение, помощь». Академия гражданской защиты МЧС РФ. Москва, апрель 2007.С.221-224.

25 Джакибаев У.Ш., Жакан М.А., Муканов А.К. Логистическая инженерная психология работников формирований ЧС. // Шестая международная научно-техническая конференция посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.II. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2004. С. 147-149.

26 Муканов А.К. Логистика чрезвычайных ситуаций. // Труды международной конференции «Инженерное образование и наука XXI веке» посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева, том II. -Алматы: КазНТУ им. К.Сатпаева, 2004. –С. 335-340.

27 Муканов А.К., Меркулова В.П. Программа курса (SYLLABUS) «Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности». – Алматы: КазНТУ им.К.И. Сатпаева, 2007. 10 с.

28 Муканов А.К., Меркулова В.П. Охрана труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности./ Учебно-методический комплекс дисциплины студента – Алматы, КазНТУ им.К.И. Сатпаева, 2007. 67 с.

29 Муканов А.К. Программа курса (SYLLABUS) «Спасательная техника и связь при ЧС». – Алматы, КазНТУ им.К.И. Сатпаева, 2006. 10 с.

30 Муканов А.К., Утепов Т.Е., Ержанова А.К., Жумадилова Ж.О. Спасательная техника и связь при ЧС. / Учебно-методический комплекс дисциплины студента – Алматы, КазНТУ им.К.И. Сатпаева, 2006. 60 с.

31 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш., Жакан М.А. Логистическая инженерная психология работников формирований ЧС. / Журнал «Валеология», №7-8. Алматы, 2004.

32 Муканов А.К., Сулеев Д.К., Утепов Е.Б. Программа курса (SYLLABUS) «ЛогистикаЧС». – Алматы, КазНТУ им.К.И. Сатпаева, 2007. 10 с.

33 Муканов А.К. Определение параметра основного толчка землетрясения и афтершоковой деятельности. Методическое указание к лабораторной работе. –Алматы, КазНТУ, 2005. –15 с.

34 Муканов А.К. и др. Методические указания по подготовке и проведению студенческих учений по ГО и ЧС в учебных заведениях. –Алматы, КазНТУ, 2005. –16 с.

35 Муканов А.К. и др. Методические указания о студенческих формированиях ГО и ЧС в учебных заведениях. –Алматы, КазНТУ, 2005. 20 с.

36  Шарипханов С.Д., Муканов А.К. Обоснование использование логистики в реализации мероприятий медицинского обеспечения при оказании помощи пострадавшему населению в ЧС // Сб.трудов научно-практической конференции «Организации защиты населения. Медицина катастроф». Вып.1 – Алматы, 2007. –С.45-50.

37 e-mail: a.k.mukanov@mail.ru

 

 

 

 

 

 

                                                           Түйін

 

МҰҚАНОВ АМАНГЕЛДІ  ҚАЛКЕНҰЛЫ

Төтенше жағдай логистикасын жасау

05.26.02 - Төтенше жағдайдағы қауіпсіздік

         Зерттеу объектісі – үлкен тасқынды материалдық және ақпараттық ағынның теріс ықпалы.

         Жұмыстың мақсаты – тұрғындарды және территорияны қорғаудың жаңа әдістері мен технологиясын қалыптастыруды қамтамасыз ететін төтенше жағдайдың үйлестірілген логистикасының ғылыми негізін жасау.

         Жүйелік әдіс, оның төтенше жағдайлар (ЧС) логистикасы концепциясында бірінші орынға қойылған және күрделі орта механикасының базалық модельдерін, механикасының сандық әдістерін және математикалық оптимизациялаудың қоспа (гибридтік) әдістерін қолдану арқылы болатын күрделі жүйені кешенді түрде сандық модельдеудің ғылыми концепциясыматериалдық ағындарды өнбойы басқарудың методологиялық (әдіснамалық) негізі болып табылады.

         Зерттеу жұмысының негізгі нәтижелері мен қортындылары және ол бойынша ұсыныстары төмендегідей:

-         Логистикалық ұстанымдарды (принцип) қолдану негізінде халықты және территорияны қорғаудың жаңа ғылыми әрі оқыту бағыты – төтенше жағдайлар логистикасы жасалынды. Ол өз тарапынан «көңіл аудару және құтқару» концепциясынан «есептеу және алдын ала ескерту» концепциясын өтуге мүмкіндік жасады;

-         Төтенше жағдайлар (ЧС) логистикасы теориясының анықтама мәселелерінің кең ауқымы, логистикалық басқару, операция, қызмет және концепция объектілері анықталып түзелді. Олардың жаңалығы төтенше жағдайлар ағынын негізгі деп қабылдауда, ал оған қарсы өмірді қаматамасыз ету және материалдық-техникалық қамту ағынын - қосалқы деп қабылдауда болып табылады;

-         Құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстардың жаңа технологиясын жасай отырып, табиғи және техникалық сипаттағы төтенше жағдайларды сандық модельдеу негізінде төтенше жағдайларды болдырмаудың, олардың салдарын жұмсарту және жоюдың ғылыми негіздері жасалды;

-         Өмірді қаматамасыз ететін құралдарды жасау және оларды бөлудің ұйымдасқан жүйесін логистикалық тұрғыдан түзу методикасын жасауға мүмкіндік жасайтын құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу кезінде қолда бар материалдық-техникалық құралдарды бөлудің жаңа ұстанымы (принцип) жасалынды;

-         Жаңбырдан болатын сел теориясын және оны алдын-ала болжау әдістерін негіздеуге мүмкіндік беретін жаңбырлы сел ағынын қалыптастыруға ағынды күштердің ықпалының математикалық моделінің тәуелділігі анықталды.

     Сонымен төтенеше жағдайлар логистикасында штрих-кодтарды автоматтандырылған жолмен идентификациялауды қолдану елді эвакуация жасаудың және материалдық-техникалық құралдар қозғалысының жаңа технологиясын құрастыруға мүмкіндік жасады.

     Жүргізілген оптимизацияның (шығынды минимумға дейін түсіру) нәтижесінде «адам» факторы ескерілетін техникалық, технологиялық, ұйымдастырылу шараларының қауіптілік дәрежесіне байланысыты жүргізілетін төтенше жағдайларды алдын-ала ескерту шаралары мен рисктерді есептеудің негізінде қауіпсіздендіру мәселерелін шешуге дифференцияланған концептуалды көзқарас негізделді.

     Төтенше жағдайларды (диклорация жасау, сақтандыру, ТЖ-дың аудандық қорын жасау, джобберлік келісім-шарттар) басқарудың нарықтық әдістерін қолдану арқылы жасалынған. ТЖ логистикасы концепциясы негізінде ТЖ-ды алдын ала ескерту және оны жою жүйесін жетілдіру бойынша ұсыныстар жасалынды.

     Ғылыми зерттеу нәтижелерін әдістемелік ұсыныстар алгоритмдерді және бағдарламаларды іске асыру барысында күтілетін экономикалық тиімділік 150 мл. теңгеден асатыны анықталды.

     Қайтарымсыз шығынды 23,5% санитарлық шығын санын – 3 есеге азайтуға және апаттылықты 41-73% шұғыл төмендетуге мүмкіндік жасайды. Қорларды оптимизациялау оларды 32-49% -ға дейін өзгертуге мүмкіндік туғызды.

     Интеграцияланған логистика негізінде әрі қарай зерттеу ТЖ технологиясы мен негзгі принциптерін алдын-ала болжауға және есептеуге мүмкіндік жасайды, әсіресе жер сілкінтетін болжау шараларында.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Resume

 

Mukanov Amangeldy Kalkenuly

 

Research on Logistics of Extreme Situations (ES).

 

05.26.02- Safety at Extreme Situations.

 

         The object of the research is the sources and information on the negative consequences at a large scale.

         The aim of the work is a work out the scientific basis of integrated logistics of Extreme Situations which provides the creation of new methods and technology for the defense of population and territory.

         Methodological basis for the thorough management of materials is systematic approach, the principle of realization of which is put in the first place in the concept of logistics of Extreme Situations and scientific concept of the complex numbered modeling of complex systems with the usage of basic models of mechanics in complex environment, enumerated methods of mechanics and hybrid methods of mathematic optimization.

         The main results, conclusions and recommendations the studied researches are summarized as follows:

-         on the basis of the using logistic principles new scientific and academic direction of population and territorial defense, i.e Logistics of Extreme Situations which allowed to move form the concept “react and safe” to the concept “calculate and warn” was worked out.

-         a great deal of questions on territory of logistics of Extreme Situations, definitions, objects of logistic management, operations, functions and conceptions, the novelty based on the acceptance of flows Extreme Situations as the main ones, and the opposed flows for life supplying and material and technical supply as the secondary ones.

-         the scientific basis of management of preventing, smoothing and liquidation of the consequence of Extreme Situations based on the numbered modeling of Extreme Situations both natural and technical character with a work out of new technology SaoUW (Saving and other Urgent Works) are worked out.

-         the new principles of dividing existing material-technical means during the SaoUW, which allow work out methodic on formation of creating logistics of organized system and division of life supply means are worked out.

-         the dependence and mathematic model of influence of the flow of power formed due to the flood, which allows prove the theory and methods of forecasting are defined.

-         the usage of automatic identifications of certain codes allowed to work out new technological evacuation of population and movement of material technical means in the logistics of Extreme Situations.

-         in a result of held optimization( the minimum of spending) “differentiated” conceptual approach to solving the question of safety based on account of risks and measures of warning Extreme Situations according to the level of danger, technical, technological, organizational factors as well as the factor “human being” were proved.

-         results of the research are used in the work out of recommendations on using Logistic Integral Systems (LIS) of warning and liquidation of Extreme Situations approved by the Department of Extreme Situations of Almaty city and presented by Ministry of Extreme Situations of Republic of Kazakhstan, and also used in technical tasks on trainings “Imitator of earthquakes”.

-         recommendations on  the development of the warning system and liquidation o Extreme situations on the bases of concept logistics of Extreme Situations using market methods of management of extreme situation (declarations, insurance, forming of the fond of Extreme Situations of the region, and jobber’s contracts) prevents form waste 23.5%; the number of metical waste three times, and the rapid decrease of accident is 41-73%. The optimization of supplies allows to change them 32-49%

-         The thorough analyses of the results of the research and work outs show  that in the process of fulfilling the task according to the methodic recommendations, algorithms and programs  the expected benefit economic result is effective more than 150 million tenge.

Further researches on the bases of integrated logistics allow calculate and forecast the dangerous natural and technical disasters as well as earthquakes.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________

Подписано в печать 15 августа 2007г.  Формат 60×84 1/16. Бумага ксероксная.

Объем 2.1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №1449

____________________________________________________________________

Типография научно-технического издательского центра КазНТУ имени К.И. Сатпаева

г.Алматы, ул.Ладыгина, 32