Автореферат Хоровецкой


УДК: 72.01:72.017.4                                               На правах рукописи                         

 

 

 

 

 

 

 

Хоровецкая Евгения Михайловна

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СВЕТОДЕКОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА)

 

(история, теория и развитие)

 

Специальность 18.00.01 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

 

 

Автореферат диссертации

 на соискание ученой степени кандидата архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Научный консультант

                                                          

      доктор архитектуры, профессо                                     

Республика Казахстан

Алматы
2008

 

 

Работа выполнена в Каз НТУ им. К.И. Сатпаева

 

 

 

 

Научный руководитель:                           - доктор архитектуры, профессор

                                                                      Азимов И.М.

 

Официальные оппоненты:                       - доктор архитектуры, профессор

                                                                      Дуйсебай Е.К.

 

                                                                    - кандидат архитектуры

                                                                      Балыкбаев Б.Т.

 

 

 

 

Ведущая организация: Таджикский научно-исследовательский институт проблем архитектуры и градостроительства

 

 

 

Защита состоится «30» июня 2008 г. в 10ч

на заседании диссертационного совета Д 14.61.21 при Каз НТУ

им. К.И. Сатпаева по адресу:

050013, Алматы, ул. Сатпаева, 22

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Каз НТУ

им. К.И. Сатпаева

 

 

 

 

 

Автореферат разослан «___» ____________________ 2008г.

 

 

 

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета                                         д.т.н. Байдабеков А.К.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема формирования светоцветовой архитектурной среды – одна из основных в градостроительстве на современном этапе. Свет решает одновременно утилитарные и эстетические задачи. Эстетические достоинства зданий и их комплексов, а также городской среды в целом, могут быть в значительной степени повышены использованием света и цвета. Оперируя цветом и светом, как подвижным средством, архитектор может выявить функциональные особенности сооружений и одновременно придать им дополнительную выразительность и эстетические достоинства. В связи с этим, свет должен шире использоваться в архитектуре, будучи способным решить проблему невыразительности застройки в ночное время. Свет в значительной степени влияет на зрительный эффект формообразования, вызывая ощущение принципиально новой объемно-пространственной формы. Использование света дает возможность в процессе архитектурного творчества сознательно управлять зрительным ощущением объемно-пространственной формы одного и того же геометрического вида путем применения различных световых установок. Воздействие света активно и многоуровнево. И все это диктует необходимость сочетания классических методов логического описания с методами точных наук, использования методов системного анализа в изучении этой проблемы с позиции диалектики. В  Советском союзе нормы искусственного освещения носили характер обязательный на правах стандарта. В 70-х годах ХХ века нормы искусственного освещения были включены в Строительные нормы и правила (СНиП) и соблюдение их контролировалось государством через органы Государственного надзора и санитарно-эпидемиологическими станциями. Рекомендация норм искусственного освещения была введена в действие  в 1971 году как глава СНиП II-А-9-71. На основе норм СНиП был разработан ряд отраслевых норм для различных областей промышленности, уличного освещения, общественных и жилых зданий, в которых нормы и требования к устройству освещения были изложены подробнее применительно к тем или иным конкретным условиям.

Процесс создания светоцветовой архитектурной среды – это совместная работа архитектора, светотехника, конструктора, художника, физиолога, психолога, социолога, экономиста, гигиениста, инженера по автоматике и электронике и других специалистов. В специальной литературе вопросы использования света и цвета при формировании архитектурной среды рассматриваются в следующих направлениях:

- в теории светоцветового зрения и психологии восприятия света и цвета: Алексеев С.,Теплов Б., Шеверев П., Алексеев С., Арнхейм Р., Забельшанский Г.Б., Афасижев М.Н., Фриллинг Г. и Ауэр К., Вавилов С.И., Алексеенко Н.Ю., Грегори Р.Л., Гуревич М.М., Ерошевский Т.И., Желанная Н.В., Агранович Е.С., Дерибера М., Канаев И.И., Кравков С.В., Воробьев Т.Г., Беляева Е.Н., Парцева Т.М., Пиаже Ж., Орбели Л.А., Раднот М., Рубинштейн С.Л., Тернер В., Шаронов В.В., Якобсон Р.К., Степанов А.В., Иванова Г.И. и Нечаев Н.Н., Фийасье Ж.  и др.;

- в литературе по светотехнике, цветоведению и колористике: Айзенберг Ю.Б. и Ефимкина В.Ф., Аронов В.Р., Артюшин Л.Ф., Ашкенази Г.И., Владимиров А. и Осипов Н., Волоцкой Н.В., Галченко А., Гусев Н.М., Дадиамов М.С., Данилова И.Е., Дамский А.И., Джаду Д., Епанешников М.М., Ефимов А.В., Жадова Л.А., Зайцев А.С., Зернов В.А., Ивенс Р., Келер В.И., Лукхард В., Кнорринг Г.М., Кривошеев М.И., Крюковский Н.Н., Мешкова М.М., Миннарт М., Миронова Л.Н., Миро Х., Мнкявичюс И.К., Нурулаева Р.Л., Гонкинсон М., Оствальд В., Островский М.А., Пенова И.В., Пономарева Е.С., Рабкин Е.Б., Ревянин П.П., Семенова П.С., Степанов Н.Н., Тео Ван Дусберг, Трегуб Н.Е., Фадеев Г.Н., Цойгнер Г., Щепетков Н., Юстова Г.Н., Яшухин А.П., Гатц К., Волленфанг В.;

- в литературе по теории архитектуры и градостроительства: Авдотьин Л.К., Бакутис В.Э., Бутягин В.А., Лунц Л.Б. , Баранов Н.В., Бархин М.Г., Басенов Т.К., Бочаров Ю.П., Бунин А.В., Саваренская Т.В., Буров А., Бутягин В.А., Виоле-ле-Дюк, Гидион З., Голубев Г.Е., Голиков Н.Ф., Двоскин Б.Я., Спектор М.Д., Гропиус В., Гутнов А.Э., Глазычев В.Л., Гутнов А.Э., Лежава И.Г., Гутчов К., Засимов Г.Н., Кендзо Танге, Коган Л., Ле Корбюзье, Лисициан М.В., Новикова Е.Б., Петунина З.В., Николаев И.С. и Бунин А.В., Оскар Нимейер, Панков Ю.С., Посохин М.В., Прюдом П., Татигулов А.Ш., Шимко В.Т., Яргина З.Н., Косицкий Я.В. и др., Аскаров Ш.Д., Иржи Груза;

- в литературе по архитектурной композиции: Араухо Игнасио (12), Булатов М.С., Вельфлинг Г., Гинзбург М.Я., Гликин Я.Д., Глинский Б., Грязнов Б., Дынин Б., Никитин Е., Евстифеев М.Ф., Иконников А.В., Кириллова Л.И., Райт Ф.;

- в литературе по ландшафтоведению и материаловедению: Айрапетов Д.П., Бессчетнов П.П. и Голощанов Г.В., Жаворонкова Л., Косаревский И.А., Крестников В.А., Посохин М.В., Сагунов В.Г., Спиглазов И.С., Холопова Л.И., Черкасов М.И., Чернихов Я., Залесская Л.С., Микулина Е.М.;

- в литературе по градостроительной климатологии и региональным особенностям: Алексеева Т.И., Коваленко П.П., Орлов О.А., Ландсберг Г.Е., Маркус Т.А., Морис Э.Н., Тощенко Ж.Т., Аитов Н.А., Ланин Н.И., Эсенов А.Э.;

- в литературе по истории архитектуры и градостроительства Казахстана и Средней Азии: Агапов А., Кадырбаев М., Акишев К.А. и Байпаков К.М. (7), Байпаков К.М., Басенов Т.К., Бернштам Л.Н., Вамбери А., Глаудинов Б.А., Джанибеков Узбекали, Досанов Б.Д., Дубицкий А.Ф., Исмагулов О., Кляшторный С.Г., Кузьменко Б., Маргулан А.Х., Муканов М.С., Новожилов Г., Сааков  В.Г.

В 60-70-х годах ХХ века велась активная разработка теоретических и экспериментальных проблем использования света в учебных и научно-исследовательских институтах (Московский архитектурный институт, НИИСФ, ЦНИИП по градостроительству, ЦНИИЭПЖилища и др.), велась подготовка специалистов в ВУЗах (МАИ и др.), разрабатывались генеральные схемы светоцветовой организации городов и их реализация. Однако, исследований теоретического и прикладного характера по вопросам светодекоративной организации архитектурной среды в историческом аспекте с учетом конкретных местных особенностей и перспектив развития поселений в новых рыночных условиях Казахстана, в частности Северного Казахстана, не проводилось вообще. Вопросам светодекоративной организации архитектурной среды на территории Республики Казахстан до последнего времени не уделялось должного внимания. Отсутствует опыт использования света и цвета как одного из важнейших средств архитектурного пространства; нет генеральных схем светодекоративной организации поселений различных рангов, не проводились какие-либо серьезные научные исследования, касающиеся влияния светодекоративной организации архитектурной среды на организм человека. В этой связи  весьма актуальным является комплексное исследование светодекоративного формирования поселений в условиях региона исследования и выявление приоритетных факторов, влияющих на светоцветовое формирование архитектурной среды, а также разработка принципов и приемов ее организации. Одновременно следует подчеркнуть, что на современном этапе при светоцветовом формировании архитектурной среды вопросы световосприятия жителями ни в теории, ни в практике не рассматриваются. Однако, сегодня необходим системный или комплексный подход к процессу светового формирования архитектурной среды и его восприятия жителями. Следует выяснить и учитывать влияние ночного освещения на психофизиологическое состояние жителей города.

Актуальность исследования. Современные уклад   и ритм жизни  требуют, чтобы архитектурная среда, как наше окружение, существовала не только днем, но и вечером. Однако во многих поселениях свет чаще используется как  утилитарное  средство архитектуры. Свет, как архитектурная категория, не занял еще подобающего ему места. В связи с этим необходимо предвидеть, как должно развиваться использование света при формировании архитектурной среды сегодня и на перспективу с тем, чтобы наиболее эффективно использовать капитальные вложения, тщательно обосновывать генеральные схемы светодекоративной организации города и его отдельных элементов с учетом истории заселения и развития, национальных традиций и местных особенностей.

Таким образом, актуальность исследования обоснована следующим:

1. Необходимостью пересмотра отношения к светоцветовому оформлению поселений, что вызвано:

- прогрессом в технике освещения и архитектурно-художественных возможностях  искусственного света;

- социально-экономическими изменениями в обществе;

2. Отсутствием комплексных научных разработок и научно-обоснованных рекомендаций для условий Северного Казахстана по светоцветовому формированию архитектурной среды и его восприятию жителями.

Цель исследования – разработать теоретическую модель светодекоративного формирования архитектурной среды на основе ретроспективного анализа и региональных особенностей. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрыто значение и актуальность использования света и цвета в

  архитектуре на современном этапе;

- представлены этапы светоцветового формирования архитектурной

  среды;

- определено влияние исторических, природно-климатических,

  социально-экономических факторов и административно-

  территориальных преобразований на светодекоративное

  формирование архитектурной среды;

- проведён анализ и выявлены особенности светоцветового

  формирования архитектурной среды на территории региона

  исследования (на примере гстаны);

- определены принципы формирования   концептуальной модели

  светодекоративной  организации  архитектурной среды.

Методика исследования. В работе использовались: системный подход, ряд аналитических методов (статистический, выборочный), социологические исследования – в виде опросов населения и анкетирования. Применялся также метод архитектурного проектирования, демографического анализа и прогноза.

Все аналитические выводы базировались на экспедиционных работах с целью проведения натурных обследований и выявления особенностей формирования светоцветовой архитектурной среды и её элементов; сборе архивных и исторических материалов; изучении мнения экспертов. 

В процессе работы обследовано более 30 населенных пунктов региона исследования, в том числе 5 городов (Астана, Кустанай, Петропавловск, Кокчетав, Павлодар) и 12 районных центров (Вишневка, Акколь, Макинск и др.), а также посещены города – Москва, Санкт-Петербург, Бишкек, Париж, Берлин, Рим, Варшава, Тель-Авив и др. Для опроса населения были разработаны анкеты с целью уточнения социально-экономических факторов, влияющих на светодекоративное формирование архитектурной среды.

Объект исследования – облик города и его элементов при светодекоративном формировании архитектурной среды.

Предмет исследования – закономерности светодекоративного формирования архитектурной среды и пути ее совершенствования.

Ведущая гипотеза – оптимальное состояние светодекоративного формирования архитектурной среды достигается при комплексном учете  региональных факторов и   с учетом вектора динамики времени.

Границы исследования. Географические – в современных административных границах четырех областей Северного Казахстана. Временные – с периода появления первых поселений на территории региона исследования до начала ХХI века.

Научная новизна и практическая значимость работы. В соответствии с ведущей гипотезой в исследовании впервые:

- выявлена динамика становления светодекоративной организации

  архитектурной среды во времени и пространстве;

- определены  принципы  светодекоративной организации

  элементов архитектурной среды;

- разработана теоретическая модель светодекоративной организации

  архитектурной среды; выявлены основные компоненты и принципы

  ее формирования.

На защиту выносятся:

- универсальная многоуровневая система светодекоративной

  организации архитектурной среды;

- теоретическая модель светодекоративной организации

  архитектурной среды.

Результаты исследования доложены и обсуждены на научно-производственных конференциях по архитектуре, планировке, благоустройству и строительству населенных пунктов Северного Казахстана в Каз АТУ им. С.Сейфуллина, а также в городах: Бишкек, Санкт-Петербург. Результаты исследования используются в учебном процессе факультета архитектуры Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина при чтении лекций по курсам: «Методика научных исследований», «Основы градостроительства», а также в курсовом и дипломном проектировании. По теме диссертации опубликовано 6 статей, тезисы (6). В 2006 году изданы: «Пособие по выполнению курсовых проектов градостроительного цикла» и «Рекомендации по озеленению населенных мест Северного Казахстана».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из двух томов: Том I – текстовая часть, Том II- графическая часть.

Том I. Текстовая часть состоит из словаря терминов и понятий, введения, общей характеристики работы, трех разделов, заключения, списка использованных источников (192 наименования).

Том II – графический материал, дополняющий и поясняющий текстовую часть диссертации.

В первом разделе раскрыты теоретические аспекты светоцветового формирования архитектурной среды, выявлены эмоционально-психологические и физиологические воздействия света и цвета на человека, представлен ретроспективный анализ формирования светоцветовой архитектурной среды и определены основные исторические этапы её развития.

Во втором разделе дана оценка основных факторов и условий формирования светоцветовой архитектурной среды; определена степень их воздействия на светодекоративное формирование архитектурной среды; раскрыты критерии оптимальности светоцветовой архитектурной среды.

В третьем разделе  отражена многогранность светодекоративной организации архитектурной среды; выявлены основные принципы формирования концептуальной модели и представлена  теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды.

 

ОСНОВАНАЯ ЧАСТЬ

 

I «Теоретические аспекты использования света и цвета в организации архитектурной среды». Свет и цвет в природе неделимы, т.к. цвет является видимой частью светового потока. Световой поток, попадая на поверхность какого-нибудь тела, претерпевает ряд изменений. Часть светового потока пропускается телом, поглощается им, а часть отражается, вызывая цветовые ощущения. Цвет появляется в результате разложения светового луча на спектр-полосу различных, переходящих друг в друга цветов. Все видимые объекты и предметы в природе освещены прямым и отраженным светом. Прямой свет определяет характерную окраску основного освещения объектов и предметов. Отраженный свет определяет общую окраску теней и полутонов и окраску разнообразных местных рефлексов. Совокупность прямого и отраженного света, их интенсивность и спектральный состав составляют в природе светоцветовую среду, определяющую характерные черты цветового облика предмета, а также общую окраску и светлоту колорита природы. Воспринимать окружающую архитектурную среду, судить о форме, объеме предметов, расположении их в пространстве, человек может потому, что испускаемые ими или отраженные от них излучения действуют на орган зрения. Пользуясь свойствами цвета, можно корректировать освещен­ность и влиять на восприятие объемов и пространства. Пользуясь формообразующими свойствами цветов, можно показать построение конструкции. Рас­пределяя и сопоставляя темные и светлые цвета, можно выявить основу архи­тектурного построения объекта, его композиционное решение.

Из анализа литературных источников, из наблюдений и обследований от­дельных зданий, ансамблей и комплексов сделан вывод, что в обычных условиях городской застройки объекты освещаются днем не только непосред­ственно светом прямых и боковых солнечных лучей, но и отраженным светом от ряда источников. При этом основным из них является отраженный свет от небосвода и земли.

Значение каждого естественного источника света различно. Роль, которую выполняет тот или иной источник света в дневном освещении, в большей степени определяется архитектурой, расположением здания на участ­ке, географическими и климатическими условиями местности. Все освещенные поверхности отражают свет друг на дру­га. Если поверхность полихромна, ее различные участки по-разному отражают свет. Каждый участок отбрасывает лишь лучи, соответствующие его цвету. Фактура предмета создает характер отражения светового потока. Если предмет обладает гладкой фактурой, близкой к зеркальной, то свет отражается от предмета под тем же углом, что и падает на него. Фактура материалов, встречающихся в архитектуре, сочетает в себе два вида отражений – зеркальное и диффузное. Предметы в архитектурной среде приобретают новое цветовое качество, когда световой поток имеет цветность. Для светодекоративной организации архитектурной среды способность цвета поглощать, пропускать и отражать свет имеет первостепенное значение, так как эта способность непосредственно связана с созданием светового и цветового климата. До ХХ века человечество жило в одном - дневном  режиме. Полученный в конце XIX века электрический свет, коренным образом изменил жизнь городов и его населения. В работе история развития и использования света в архитектуре условно разделена на три основных периода:

- первый – с доисторических времен до конца XVIII века;

- второй – конец XVIII века до 90-х годов ХХ века;

- третий – 90-е годы ХХ века – начало ХХI века.

В этой связи следует отметить, что для первого периода характерно, в основном, использование в архитектуре солнечного света. Второй период связан с изобретением электрической лампы накаливания, применение которой открыло новую эру в технике архитектурного освещения. Третий период – наблюдаются кардинальные изменения в использовании света и цвета в организации архитектурной среды.

Эмоциональная реакция человека на свет и цвет  имеет комплексный характер и несколько аспектов:

- физиологический аспект – позволяет выявить светоцветовой

  баланс при формировании архитектурной среды;

- психологический аспект восприятия светоцветового решения 

  архитектурной среды опирается на светоцветовые предпочтения,

  которые формируются на основе ассоциаций и зависят от личных

  качеств человека, социально-экономических условий и

  национальных особенностей;

- эстетический аспект – реакция человека на светоцветовое

  оформление архитектурного пространства под воздействием

  гармонии света и цвета в природе; гармония светоцветовой среды 

– основной принцип создания визуально-комфортного

архитектурного пространства.

Свет и цвет активно участвуют в разрешении всех вопросов формирования архитектурного пространства. К таким вопросам относятся: социальные, художественные, эстетические и практические, в том числе:

- функциональные, вытекающие из самого назначения

   архитектурного

   пространства и отдельных его элементов;

-  санитарно-гигиенические, обеспечивающие экологически чистое

   пространство для человека;

-  экономические вопросы при строительстве и эксплуатации

   зданий;

-  архитектурно-эстетические.

Следуют отметить,  что, принимая светоцветовое решение архитектурной среды, а также ее отдельных элементов необходимо иметь в виду реакцию зрителя и в определенной мере программировать эту реакцию. Прогноз светоцветового воздействия производится на основании:

-  изучения и обобщения существующего опыта;

-  комплексного исследования проблемы;

-  построения обобщенного системного эталона «светоцветовая

   среда» для    данной конкретной ситуации.

Первоначально (с древних времен) использовался солнечный - естественный свет (яркое солнечное освещение, рассеянный свет облачного неба). Так, в Древней Греции, солнечный свет использовался как средство выражения тектоники: светом и тенью утверждается структура и ордер, конструктивная и пластическая основа храма. Самобытность русской архитектурной пластики заключается в том, что она создавалась с учетом формообразующих возможностей диффузного освещения. Наряду с естественным солнечным освещением издревле использовался искусственный свет при освещении зданий, интерьеров и окружающей среды в вечерне-ночное время. Появление электрического освещения изменило облик, масштаб и психологическую атмосферу в городах. Кроме своего изначального назначения – освещать пространства улиц и площадей – появились новые функции: художественное освещение фасадов достопримечательных и репрезентативных объектов, световая информация и реклама. Ретроспективный анализ использования света в архитектуре городов показывает, что наибольших успехов в этом плане в ХХ в. достигли в городах: Вена, Париж, Рим, Вашингтон, Будапешт, Нью-Йорк. В конце ХХ в. на постсоветском пространстве первенцем в светодекоративной организации городской среды был город Москва.

Анализ использования света в архитектуре с древнейших времен и до настоящего времени позволил сделать вывод, что свет всегда современен в архитектуре и составляющие светоцветового формирования архитектурной среды – использование естественного (солнечного) и искусственного (электрического) света. Соответственно, светодекоративная организация архитектурной среды - это гармония архитектуры, естественного и искусственного освещения и окружающего пространства. В работе выявлено, что в окружающей среде свет используется по-разному:

- свет изменяет зрительное ощущение архитектурного объема или

  пространства;

- свет определяет график движения и акцентирует внимание

  зрителя.

- свет создает определенный комфорт для пребывания человека,

  свет создает психофизиологический комфорт.

- свет способствует выявлению идейно-художественного замысла

  композиции.

II «Критерии оптимальности светодекоративной организации архитектурной среды в региональных условиях». Природно-климатические факторы оказывают важнейшее влияние на светоцветовое формирование архитектурной среды. Установлено, что светоцветовая картина естественного ландшафта зависит от множества компонентов, среди которых основными являются:  климатические условия, температурный режим, геоморфологические особенности территории, в том числе и ее рельеф, фактура поверхности, флора. В процессе исследования выявлено, что уровень и особенности цветовой культуры населения, а также культурно-исторические традиции в формировании архитектуры Казахстана, определяют критерии комфорта светоцветвой архитектурной среды. Одним из ярких примеров создания светоцветовой композиции в Республике Казахстан является ансамбль главной площади в  Астане. Основной художественной идеей проекта стал образ репрезентативного светового ансамбля с Байтереком – доминантой световой панорамы площади. В работе установлено, что цветовые характеристики строительно-отделочных материалов являются антологической основой построения светоцветовой схемы пространства. Любая группа отделочных материалов дает широкую растяжку цветов, как по светлоте, так и по цветовому тону, что в конечном итоге определяет светодекоративную организацию архитектурной среды. Эстетическая выразительность и допустимая контрастность светоцветовой среды строятся на двух типах отношений между ее структурными элементами – контрастном противопоставлении и нюансной согласованности. Достижение контрастной противоположности структурных элементов светоцветовой среды возможно за счет введения неожиданного светоцветового пятна, подсоединения цветов-компаньонов, использования эффекта последействия цвета, использование эффекта динамической подвижности. Задача нюансной согласованности светоцветовой среды требует для своего решения следующих структурных элементов: сохранение моноцветности композиции; использование принципов нюансной растяжки цветов; использование принципов цветового вхождения; включение ахроматических цветов. Важным качеством света и цвета является их формообразующие свойства. В процессе исследования было проведено ряд экспериментов с использованием геометрических фигур и электрических лампочек накаливания. По мере проведения эксперимента геометрические фигуры менялись по цвету, фактуре и материалу. В результате экспериментов выявлено, что формы одного и того же геометрического вида, величины, массы, фактуры, помещенные в одинаковые по отношению к зрителю положения, воспринимаются по-разному, если различно их освещение. Изменение силы света неизбежно влечет за собой зрительное изменение геометрического вида формы, ее массы, величины, фактуры, положения в пространстве и светотени, т.е. всех других свойств объемно-пространственной формы. Свет и цвет способны решать в архитектурной среде и такую тектоническую задачу, как уравнивание пластической активности отдельных элементов, объединение их зрительно в единое целое. Различные элементы архитектурой среды требуют различных уровней освещенности. Чередование в большей или меньшей степени насыщенных светом элементов в пространстве может подчиниться законам ритмического ряда. Задачи, решаемые светом и цветом при метроритмической организации архитектурного пространства многообразны и специфичны. Свет и цвет способны перевести метрический ряд в ритмический, ускорить восприятие и усилить воздействие метрического или ритмического рядов на посетителей,  разрушить намеченный элементами архитектурной среды метрический или ритмический строй, единой полифонной темой связать элементы различных рядов. Рассматривая отдельные освещенные элементы, условно вычленив их из архитектурного пространства, была определена роль света и цвета в выявлении масштабного строя архитектурной среды. В процессе исследования установлено, что освещенный единичный элемент  не обладает масштабностью. Он приобретает смысл только в определенной системе. При этом с помощью света и цвета возможно выявить масштабные связи. При выявлении масштабных связей свет и цвет определяют лишь общие границы масштабных отношений. В пределах каждого масштабного строя вариантность светоцветовой схемы позволяет укрупнять или размельчать намеченный элементами среды масштаб, что придает архитектурному пространству различную эмоциональную окраску. Как показывает практика, при разрешении любой архитектурной задачи требуется набор элементов. Количество элементов, их качественная характеристика определяются в каждом конкретном случае индивидуально. Для разрешения поставленной задачи, а в данном случае, светодекоративной организации архитектурного пространства, был определён системный эталон светоцветовой среды.

Системный эталон светоцветовой среды дает возможность классифицировать светоцветовые схемы. В свою очередь правила составления эталона из отдельных частей, деталей делают его структурным элементом светоцветовой среды. Основными показателями для отбора структурных элементов светоцветовой среды являются:

- наличие необходимого материала, зависящего от уровня развития

  технической базы конструктивно-отделочных материалов;

- анализ и отбор материала с учетом психофизиологических,

  технологических, экономических и эстетических характеристик;

- законы композиционного согласования света и цвета, по которым

  формируются светоцветовые группы  и определяется характер

  сочетания отдельных групп в светоцветовую схему определенного 

   пространства.

Как всякая сложная система, архитектурное пространство состоит из ряда подсистем, т.е. обладает внутренним строением. Структурное описание элементов позволило выделить подсистему требований, куда входят: блок социально-художественной целесообразности; блок функциональной целесообразности; блок экономической целесообразности. В свою очередь, подсистема требований через целевую установку (назначение пространства, характер протекающей в нем человеческой деятельности, контингент людей и др.) формирует информационно-эстетическую подсистему и функционально-технологическую подсистему. В функционально-технологической подсистеме свет и цвет влияют на формирование зрительного образа, трансформируя пространство, корректируя размеры элементов, их удаленность от наблюдателя. В информационно-эстетической подсистеме свет и цвет участвуют в выявлении тектонической сущности пространства, его метроритмических закономерностях, масштабного строя, т.е. свет и цвет участвуют последовательно во всех блоках информационно-эстетической подсистемы.

В процессе исследования с целью определения взаимоотношения между человеком и светоцветовой средой был проведен опрос различных возрастных и социальных групп населения города. При опросе населения был выявлен ряд данных, влияющих на светоцветовую организацию архитектурной среды. При проектировании светоцветовой среды необходимо отбирать те данные, которые оказываются принципиально важными при установлении типов отношений между светоцветовой средой и ее потребителем. Условно они разделены на четыре типа:

-  экспрессивного – выражение человека к применяемому свету и

   цвету через оценку «нравится – не нравится»;

-  поэтического (ассоциации, вызываемые светом и цветом);

-  метаязыкового (предупреждающие и сигнальные свет и цвет);  

-  апеллятивного (снятие зрительного утомления, повышение

    работоспособности).

Благодаря этому свет и цвет ориентируют человека в пространстве, выявляют структуру и особенности этого пространства, создают условия человеку для нормальной жизнедеятельности. В процессе исследования выявлено, что специфика световосприятия проистекает из его природы: свет существует одновременно  и как элемент в системе искусства (наряду с архитектурой, скульптурой), и как элемент в системе новейших технических средств. В этой связи следует отметить, что искусству света характерны: 

    - масштабность (в смысле – массивность и единовременность  

      восприятия);

    - вседоступность (общедоступность);

    - широкая и усредненная аудитории.

Соответственно, исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

    - восприятие света – это художественное восприятие;

    - световосприятие есть феномен общественной психологии.

В работе предложена типология массовой аудитории по световосприятию, согласно которой выделяются три основных типа - группы:

1 тип - с преимущественной ориентацией на активное введение светового оформления города;

2 тип - с преимущественной ориентацией на функциональное назначение светового оформления города;

3 тип - с преимущественной ориентацией на пассивное отношение к световому оформлению.

Эта типологическая схема световосприятия жителями ночного оформления города  определена как социально-эстетическая, иерархическая по методу построения. Схе­ма эта описывает виды социально-эстетических ориентаций населения на конкретно-социо­логические, эстетические функции светового оформления.

Анализ теоретических и практических данных позволил сделать вывод, что для светодекоративной организации архитектурного пространства целесообразна следующая последовательность этапов проектирования:

  - прогнозирование светоцветового воздействия исходной

    пространственной ячейки;

  - построение генеральной схемы светоцветового решения

    (независимо от проектируемого архитектурного пространства);

  - проведение свето-колориметрического расчета.

При этом вычленены блоки, оптимизирующие проектную деятельность на каждом этапе.

III «Концептуальная модель светодекоративной организации архитектурной среды в региональных условиях». В данном исследовании предлагается формирование ночного освещения условно разделить на три фазы. Первая фаза – проектная. Вторая фаза – объектная, т.е. воплощение идеи в натуре – непосредственное формирование ночной среды города. Третья фаза – осознанная (реципиентом), т.е. развитие ночной среды города переместилось из сознания художника-архитектора (первая фаза) в материальную форму конкретного объекта (вторая фаза) и затем вновь переместиться и достигнет конечной цели (третья фаза), локализовавшись в сознании реципиента. Установлено, что структурными элементами градостроительной композиции при формировании ночного освещения города являются пространство и масса. Масса включает в себя пространство площадей, улиц, жилых дворов, парков, а также отдельных зданий (жилых, общественных, производственных), массивов и ансамблей застройки, элементы озеленения, набережные и водоемы. При характеристике выразительности градостроительной композиции освещения города выделено три этапа. Первый – определяется эстетическая значимость структурных элементов в пространственной системе. В данном случае более значимые элементы выступают в виде композиционных узлов и осей, формируя каркас композиции. Второй – выделение территорий по характеру архитектурно-планировочного решения общественных центров города. Третий – рассматривается объемно-пространственная композиция отдельных комплексов. С ростом городов меняется их композиционная структура, что диктует необходимость создания более гибкой системы освещения города. При этом предлагается разрешение двух основных задач. Первая – создание композиции освещения города, способной к развитию. Вторая – обеспечение преемственности развития композиции. В основе создания светоцветовой среды лежат законы масштабности, тектоники, ритма и метра дневной архитектуры. Светоцветовая среда ночного города не противопоставляется дневной и основывается на общей планировочной структуре города. Разными приемами, уровнями и цветностью освещения подчеркивается приоритетность главной функции жилого (спального) района – пешеходно-рекреационной зоны, зоны общественного центра и других зон. Широкая палитра цветов декоративного освещения подчеркивает живописность зеленых насаждений и их главное визуально-художественное качество. Создание единой светопространственной системы предполагает четкую масштабно-ритмическую светомодулировку пространств среды на озелененные участки, открытые площади, транспортно-пешеходные узлы с повышенными уровнями освещенности. Характер освещения формируется по принципу контраста по цветности, уровням, приемам и масштабу освещения между ландшафтной и урбанизированной средой. Разработке проекта светодекоративной организации архитектурной среды предшествует анализ исходных данных, натурное обследование и опрос населения.  На основе анализа исходных данных разрабатывается проект архитектурного освещения города. В исследовании определены принципы декоративного освещения элементов архитектурной среды. Всесторонний взгляд на светодекоративную организацию архитектурной среды, как на пространственно-временное явление способствует становлению теоретической модели, которая позволит по-новому взглянуть на фундаментальные проблемы архитектуры и градостроительства. Важнейший итог теоретической модели светодекоративной организации архитектурной среды – ее представление как неотъемлемого специального объекта архитектурно-градостроительного проектирования. В связи с этим следует отметить, что в этой области существуют внешние и внутренние проблемы. Внешние – связаны с проблемами градостроительства и развития проектного дела в Республике. Внутренние – связаны со специфическими проблемами проектирования светоцветового решения архитектурной среды – состав документации, методика, расчет, возможности использования технических средств.      

Теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды позволяет выделить сектор проектного поиска при формировании конкретного пространства. Теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды представлена в данной работе как концептуальная модель. Задача концептуальной модели светодекоративной организации архитектурной среды заключается в  разработке модели формирования оптимального варианта светоцветового решения городского пространства в целом и его отдельных элементов. Это достигается за счет:  создания функционально полноценной среды общественной жизнедеятельности (программа 1); создание эстетически значимой среды (программа 2). В свою очередь, функционально полноценная и эстетически значимая среда общественной жизнедеятельности может быть достигнута за счет создания удобства для населения, экономически, экологической уравновешенности застройки и природного окружения. При формировании концептуальной модели учитываются природно-климатические факторы, психологические, историко-культурные, национальные, ресурсные, архитектурно-художественные, научно-технические.

При рассмотрении природно-климатических факторов учитывается продолжительность зимнего периода и ночного времени суток, состояние атмосферы, её чистота или степень загрязнения, температурный режим, вызывающий осадки в виде дождя и снега, природный ландшафт, фактура и геоморфологические особенности территории, флора. Историко-культурные факторы включают рассмотрение существующей архитектурно-планировочной структуры населенных пунктов и историю их формирования, транспортные сети, культурное наследие и традиции, а также состояние и уровень светоцветовой культуры. Психологические факторы включают рассмотрение мнения населения конкретного региона, города, района. Национальные факторы включают рассмотрение системы символов, характерных для определенной нации, культуры, региона. Ресурсные факторы включают рассмотрение геологических, водных, энергетических, территориальных особенностей региона исследования. При формировании модели светодекоративной организации архитектурной среды учет вышеперечисленных факторов позволит:

- природно-климатических – обеспечить комфортность пребывания

  населения в архитектурной среде конкретного населенного пункта

  в любое время года и в любое время суток;

- историко-культурных – предусматривать светоцветовое решение

  архитектурной среды с учетом национальных и исторических

  особенностей;

- ресурсных – светоцветовое решение архитектурной среды

  привести в полное соответствие с ресурсными факторами.

При разработке концептуальной модели использовался метод экспертной оценки и научное предвидение - прогностика. С целью определения перспектив светодекоративной организации архитектурной среды в целом и её отдельных элементов было проведено интервью с экспертами (102 человека), которым была предложена анкета из 10 вопросов, охватывающих основные условия и положения формирования светоцветовой среды. Эксперты – высококвалифицированные специалисты разных профилей и рангов. Одновременно был проведен опрос населения (136 человек), куда вошли жители города Астаны различного возраста и социального положения. В результате анализа ответов  выявлены наиболее характерные черты по каждому из вопросов. Результаты интервью и опроса населения не приняты за аксиому и механически не перенесены в рекомендации. Этот метод отражает одно из направлений проведенного исследования. При разработке концептуальной модели светодекоративной организации архитектурной среды использовался метод комплексного прогнозирования. Следует отметить, что до настоящего времени единой системы комплексного прогнозирования не существует. Важной особенностью комплексного прогноза является динамика объектов, элементов, процессов, рассматриваемых в прогнозе. Это позволяет разработанную модель проектировать во времени. В связи с тем, что задача предлагаемой концептуальной модели светодекоративной организации архитектурной среды – прогнозировать сложные комплексы явлений, её можно назвать комплексной прогностической моделью. Для прогностического метода характерно использование комплексного системного анализа, изучение прогнозируемых объектов и составляющих его элементов в динамике, моделирование альтернатив, вариантов будущего развития. При формировании теоретической модели светодекоративной организации архитектурной среды были учтены основные современные тенденции в развитии градостроительства и использовании света и цвета в градостроительстве, которые могут быть сформулированы следующим образом:

 - тенденции в организации архитектурной среды в целом и её

     отдельных элементов;

 - тенденции, связанные с образом жизни;

 - тенденции в развитии светотехники;

 - тенденции, связанные с использованием света и цвета

    в градостроительстве.

В данном исследовании предложено рассмотреть концептуальную модель светодекоративной организации архитектурной среды, как социальный градостроительный аспект, включающий социальное проектирование с учётом результатов социологического исследования. В синтезе социальных и градостроительных факторов получаем оптимальный вариант светодекоративной организации архитектурной среды. Итак, наряду с градостроительными видами проектирования, социальное проектирование должно стать законом при проектировании светоцветовой среды. Это связано с тем, что на современном этапе в проектировании (организации пространства) все большую роль играют социальные факторы, т.к. человеческий фактор все более влияет на эффективность развития жизненной среды в целом. Светодекоративная организация архитектурной среды в целом и её отдельных элементов предусматривается по этапам. На первом этапе – изучение региональных условий. В результате (в виде описания, таблиц и зарисовок) представляются данные по природе и климату (атмосфера, световой климат, температурно-влажностный режим), природной светоцветовой динамике (минеральные и растительные цветоносители, водные поверхности и небосвод), традициям полихромии в архитектуре (народное жилище, предметы декоративно-прикладного искусства, мнение жителей), современной цветовой культуре (историческая и современная застройка, памятники архитектуры, декоративно-прикладное искусство, живопись). Все эти данные способствуют выявлению основных проектных поисков по светоцветовому решению архитектурной среды конкретного региона. На втором этапе предусматривается светодекоративная организация города или другого населённого пункта в целом, которая позволяет выделить несколько уровней - от территории города до территории жилого района, микрорайона и их элементов: городской уровень, районный (микрорайонный) уровень, узловой уровень. Основная цель на данном этапе – обоснование идеи светоцветового решения определенного города (населённого пункта). Основная задача – создание концепции светодекоративной организации архитектурной среды, входящей в генеральный план населенного пункта. Создание концепции базируется на предпроектном анализе (изучение структуры населенного пункта, состояние светоцветовой архитектурной среды и возможности её изменения) и анализе пространственной организации населенного пункта (узлы, ориентиры, панорамы, зоны и районы, осевые перспективы). Окончательным результатом второго этапа является концепция светодекоративной организации архитектурной среды конкретного населенного пункта с указанием путей реализации. На данном этапе (как и на первом) весь материал представляется в виде описания, таблиц и зарисовок, а также в виде расчетов и графиков. На третьем этапе – поиск оптимального светоцветового решения в пределах города. Целью работы на данном этапе является концепция светодекоративной организации всего города, а также его элементов. Предпроектный и проектный анализы на данном этапе сопровождаются рассмотрением существующего состояния световой и цветовой среды населенного пункта с фиксацией опорных светоносителей. Четвёртый этап – светоцветовое решение структурных элементов города. Основная цель работы на данном этапе – светоцветовое решение отдельных элементов и их деталей, основанное на результатах предыдущих этапов.

Теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды включает следующие компоненты:

  - тенденции формирования светоцветовой архитектурной среды;

  - основные факторы формирования светоцветовой архитектурной

    среды;

  - исторические этапы;

  - прогрессивные подходы светодекоративной организации архитектурной среды как синтез всех факторов и тенденций.

В основу теоретической модели положены следующие принципы светодекоративной организации архитектурной среды:

1. Учет региональных, культурно-исторических, природно-климатических, социально-экономических, строительных, технических особенностей.

2. Гибкость в подходе к светодекоративной организации архитектурной среды и  возможность её развития и изменения во времени и пространстве.

3. Светодекоративная организация каждого структурного элемента должна быть решена с учетом архитектурных средств организации пространства.

4. Выявление главных композиционных элементов, формирующих структуру светоцветовой архитектурной среды.

Светоцветовая организация архитектурной среды определяется оптимальной целесообразностью, включающей такие понятия, как архитектурно-эстетическая выразительность, экономическая целесообразность, социальная целесообразность, экологическая, природно-климатическая, национально-этнографическая.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы, полученные в результате исследования, имеют как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретические выводы:

1.     Светодекоративная организация архитектурной среды является сложной, многоаспектной системой и находится под воздействием многочисленных факторов, среди которых главными являются: культурно-исторические, природно-климатические, психологические, социальные, архитектурно-художественные, композиционно-градостроительные.

2.     Проведенный в работе анализ позволил сделать вывод, что методика светодекоративной организации архитектурной среды должна учитывать весь комплекс характеристик градостроительной среды и осуществляться поэтапно и параллельно каждому уровню градостроительного проектирования.

3.     В работе установлено, что гармонизация света и цвета в градостроительной среде является синтезом гармонии света и цвета в формообразовании архитектуры, в природной среде, в элементах дизайна и находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии.

4.     В процессе исследования выявлено, что иерархичность структурных элементов светоцветовой среды в градостроительстве исходит из принципа светодекоративной организации пространственных единиц, оборудованных гармонизированными группами с учетом влияния комплекса региональных факторов.

5.     Проведенный теоретический анализ исторической панорамы использования света и цвета позволяет сделать вывод о наличии четко выраженных периодов, которые стали основополагающим фактором в трансформации светодекоративной организации архитектурной среды:

              - первый – с доисторических времен до конца XVIII века;

              - второй – конец XVIII века до 90-х годов ХХ века;

              - третий – 90-е годы ХХ века – начало ХХI века.

              Эти периоды оказали решающее влияние на светодекоративное      формирование архитектурной среды.

6.     Ретроспективный анализ развития световой архитектуры позволил сделать следующие выводы:

           - вплоть до середины ХХ века архитектурно-художественные

              достоинства зданий оценивались по их восприятию в

              дневное время;

          -  современный уклад жизни требует, чтобы архитектура, как  

              наше  окружение, существовала не только днем, но и в

              вечерне-ночное время;

          -  естественный и искусственный свет, а также цвет – не

             дополнения к  архитектуре, а ее неотъемлемая часть.

 

7. В исследовании доказано, что основными региональными особенностями являются – национально-исторические, экономические, природно-климатические, экологические и градостроительные, которые оказывают влияние на светодекоративную организацию архитектурной среды.

8. В процессе исследования установлено, что эффективное решение проблемы использования света и цвета при формировании архитектурной среды возможно только при применении системного подхода, так как любой населенный пункт является сложной, динамичной, постоянно развивающейся и изменяющейся природно-антропо-технической системой, все компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и взаимозависимости.

9.     Предлагаемая теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды позволяет на основе всестороннего анализа дать синтезирующее представление об использовании света и цвета в градостроительстве и выявить основные тенденции и принципы их использования при формировании поселений.

10.  В работе установлено, что к основным тенденциям можно отнести использование новейших технологий и доминирование экологических приоритетов. К основным принципам предлагаемой концептуальной модели светодекоративной организации архитектурной среды можно отнести принцип исторической преемственности, экономической целесообразности, учета конкретной природно-ландшафтной ситуации и возможности дальнейшего перспективного развития и трансформации.

Практические рекомендации:

Программа 1. Создание функционально полноценной среды общественной жизнедеятельности.

Программа 2. Создание эстетически значимой среды.

         Созданная в работе теоретическая основа и практические рекомендации дают возможность на новом уровне подойти к решению проблем светодекоративной организации архитектурной среды в социальном, экономическом и архитектурно-художественном планах.

 

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

1  Хоровецкая Е.М. Формирование искусственной световой среды 

    города (на примере гстаны).//Вестник Кыргызского   

    государственного университета строительства, транспорта и 

    архитектуры. Выпуск 1 (4), Бишкек, 2004, стр. 20-23.

2  Корнилова А.А. Хоровецкая Е.М. Световосприятие жителями ночного

    оформления города.// Вестник Кыргызского государственного       

    университета строительства, транспорта и архитектуры. Выпуск 1 (4),

    Бишкек, 2004, стр. 17-20.

3  Корнилова А.А. Хоровецкая Е.М. Проблемы, противоречия и

    перспективы    развития подготовки специалистов-архитекторов.// 

    Вестник Кыргызского государственного университета строительства, 

    транспорта и архитектуры. Выпуск 2 (5), Бишкек, 2004, стр. 50-55.

4  Хоровецкая Е.М. Формирование международного центра

    евразийского сотрудничества в структуре г. Астаны.//Тезисы докладов

    республиканской научно-теоретической конференции молодых 

    ученых и студентов, посвященной 50-летию Целины. Астана, 2004,

    стр. 445-446.

5  Корнилова А.А. Хоровецкая Е.М. Рекомендации по озеленению

    населенных мест Северного Казахстана. Астана, Каз ГАТУ им.

    С.Сейфуллина, 2006, 67 с.

6  Хоровецкая Е.М. Светодекоративная организация городской

    среды.//Тезисы докладов республиканской научно-теоретической

    конференции    «Сейфуллинские чтения-2». Астана, 2006, стр. 131-132 

7  Корнилова А.А. Хоровецкая Е.М. Пособие по выполнению курсовых

    проектов дисциплины градостроительного цикла. Астана, КазГАТУ

    им. С. Сейфуллина, 2006, 221 с.

8  Хоровецкая Е.М. Ретроспективный анализ развития световой

    архитектуры.//Вестник КазГАТУ им. С.Сейфуллина №4 (43), Астана,

    2006,  стр.210-216.

 9  Теоретические аспекты развития поселений.// Вестник КазГАТУ им. 

     С.Сейфуллина №4 (43), Астана, 2006, стр.190-195

10 Хоровецкая Е.М. Роль света и цвета в метроритмической организации

     архитектурной среды.//Тезисы докладов республиканской научно-

     теоретической конференции «Сейфуллинские чтения-3». Астана, 2007. 

11 Хоровецкая Е.М. Формообразующие свойства света и цвета.//

     Вестник Каз  АТУ им. С. Сейфуллина № 4 (47), Астана, 2007, стр.353-

     361.     

12 Корнилова А.А. Хоровецкая Е.М. Теоретическая модель

     светодекоративной   организации архитектурной среды. // Вестник

     Каз ГАСА, Научный журнал     № 4 (43), Астана, 2006, стр.190-195.

13 Хоровецкая Е.М. Материал как основа организации архитектурной

     среды.  Тезисы республиканской научно-теоретической конференции 

     «Сейфуллинские чтения-4». Астана, 2008.

14 Хоровецкая Е.М. структурная значимость светоцветовой

    архитектурной среды. Тезисы республиканской научно-теоретической  

    конференции «Сейфуллинские чтения-4». Астана, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОРОВЕЦКАЯ   ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВНА

 

              ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВЕТОДЕКОРАТИВНОЙ           

                        ОРГАНИЗАЦИИ  АРХИТЕКТУРНОЙ  СРЕДЫ.

 

18.00.01. – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия. 

 

 Автореферат  диссертации на соискание ученой степени кандидата  архитектуры.

 

 

                                                   РЕЗЮМЕ.

 

Современные уклад и ритм  жизни требуют чтобы архитектурная среда, как наше окружение, существовала не только днем,  но и вечером. С тем, чтобы наиболее   эффективно использовать  капитальные вложения, тщательно обосновывать генеральные схемы светодекоративной  организации города с учетом истории заселения и развития, национальных традиции и местных особенностей  необходимо предвидеть,  как  должно развиваться  использование света при формировании архитектурной среды на современном этапе и на перспективу.

Актуальность исследования обоснована следующим:

1. Необходимостью пересмотра отношения к светоцветовому оформлению поселений, что вызвано:

- прогрессом в технике освещения и архитектурно-художественных возможностях  искусственного света;

- социально-экономическими изменениями в обществе;

2. Отсутствием комплексных научных разработок и научно-обоснованных рекомендаций для условий Северного Казахстана по светоцветовому формированию архитектурной среды и его восприятию жителями.

Цель исследования – разработать теоретическую модель  светодекоративного формирования архитектурной среды на основе ретроспективного анализа и региональных особенностей. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрыто значение и актуальность использования света и цвета в архитектуре на современном этапе;

- представлены этапы развития светоцветового формирования архитектурной среды;

- определено влияние исторических, природно-климатических, социально-экономических факторов   на светодекоративное формирование архитектурной среды;

- проведён анализ и выявлены особенности светоцветового формирования архитектурной среды на территории региона исследования (на примере гстаны);

 

- определены принципы формирования   концептуальной модели светодекоративной организации  архитектурной среды.

Методика исследования. В работе использовались: системный подход, ряд аналитических методов (статистический, выборочный),  социологические исследования – в виде опросов населения и анкетирования. Применялся также метод архитектурного проектирования, демографического анализа и прогноза.

Все аналитические выводы базировались на экспедиционных работах в регионе исследования для проведения натурных обследований с целью выявления особенностей формирования светоцветовой архитектурной среды и её элементов; сборе архивных и исторических материалов; изучении мнения экспертов; изучении архитектурно-планировочной структуры населенных мест Северного Казахстана, используя фотопланы и генеральные планы.

Для опроса населения были разработаны анкеты с целью уточнения социально-экономических факторов, влияющих на светодекоративное формирование архитектурной среды.

Объект исследования – облик города и его элементов при светодекоративном  формировании архитектурной среды.

Научная новизна и практическая значимость работы. В исследовании впервые:

   - выявлена динамика становления светодекоративной организации  архитектурной среды во времени и пространстве;

   - определены принципы светодекоративной организации элементов архитектурной среды;  

- разработана теоретическая модель светодекоративной организации архитектурной среды; выявлены основные компоненты и принципы её формирования.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровецкая Евгения Михайловна

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СВЕТОДЕКОРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА)

 

(история, теория и развитие)

 

Специальность 18.00.01 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

 

 

Автореферат диссертации

 на соискание ученой степени кандидата архитектуры

 

 

 

 

Подписано в печать «24» мая 2008г.

Формат 60х84 1//16. Бумага офсетная

Усл. печ. Л. 1,6.  Тираж  100 экз.

__________________________________________________________________________________

 

 

УДК: 72.01:72.017.4                                               На правах рукописи                         

 

 

 

 

 

 

 

. Астана      Отпечатано     Научный консультант

                                      Подписано в печать «              

      доктор архитектуры, профессор