Автореферат Муканова


УДК 339.18                                                                          На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

МУКАНОВ  АМАНГЕЛЬДЫ  КАЛКЕНУЛЫ

 

 

 

 

Разработка логистики чрезвычайных ситуаций

 

 

 

05.26.02 – Безопасность в чрезвычайных ситуациях

 

 

 

 

 

 

Автореферат

 

диссертации на соискание учёной степени

доктора технических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2008

Работа выполнена в Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева.

 

Научные консультанты:

 

 

 

 

 

 

Официальные оппоненты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущая организация:

доктор технических наук,

профессор Сулеев Д.К.

 

доктор технических наук,

профессор Утепов Е.Б.

 

 

доктор технических наук,

профессор Игбаев Т.М.

 

доктор технических наук,

профессор Дюсебаев М.К.

 

доктор технических наук,

профессор Плотников В.М.

 

 

Казахский национальный университет

имени аль-Фараби

 

 

 

Защита состоится   1  июля 2008 года в _______ часов на заседании диссертационного Совета Д14.61.25 при Казахском национальном техническом университете имени К.И. Сатпаева по адресу: 050013, г.Алматы, ул. Сатпаева, 22.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального технического университета имени К.И. Сатпаева по адресу: 050013, г.Алматы, ул. Сатпаева, 22 и e-mail: a.k.mukanov@mail.ru

 

 

 

Автореферат разослан «___»_______ 2008 года.

 

 

 

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор технических наук, профессор                                       Жараспаев М.Т.

 

 

В Программе развития Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) на 2004-2010 годы (постановление Правительства РК от 31.12.03 г. № 1383) намечено  совершенствование системы путём разработки и внедрения новых методов и технологии защиты населения и территорий.

Актуальность проблемы

Изменение климата, хозяйственное освоение регионов, подверженных стихийным бедствиям, урбанизация, осложнение и увеличение мощности производственных  технологий, старение оборудования, повсеместное внедрение опасных производств и веществ ведут к росту риска подверженности населения мира чрезвычайным ситуациям.

Мир опасностей непрерывно возрастает, а методы расчёта и прогнозирования, средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Так, за последние 40 лет, ущерб от природных и техногенных катастроф вырос в 9 раз, а их частота – в 5 раз.

В стране произошли коренные социально-политические изменения. Переход к рыночной модели экономического развития, глобальная реформа системы государственного управления, проблемы глобализации требуют переосмысления роли и места системы ЧС и ГО в обеспечении национальной безопасности.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники не обеспечило изменение технологий предупреждения и ликвидации ЧС.

Существенные изменения систем ЧС и среды их функционирования обуславливают необходимость поиска новых принципов и методов их совершенствования. Для реализации Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в новых условиях требуется разработка систем быстрого реагирования ЧС на основе системных структурных преобразований, ориентированных на логистику.

Однако механический перенос принципов логистики невозможен из-за отсутствия сквозного материального потока (главный признак логистики как науки), пронизывающего все процессы защиты населения и территории, поэтому отсутствуют непосредственные исследования в области логистики ЧС.

Цель работы исследование закономерностей формирования и развития потоков предупреждения и ликвидации ЧС для разработки логистики ЧС.

Объект исследования – материальные, людские, информационные и другие потоки защиты населения и территории.

Предмет исследования – закономерности формирования и развития потоков предупреждения и ликвидации ЧС.

Идея работы состоит в использовании принципов логистики в организации и управлении потоками защиты населения и территории.

Задачи исследований:

- исследовать потоки предупреждения и ликвидации ЧС;

- разработать научные основы логистики ЧС;

- разработать функциональные области логистики ЧС;

- обосновать «дифференцированные» риски безопасности;

- создать новые методы и технологии защиты населения и территории.

- разработать научные принципы логистики распределения материально-технических средств.

Методика исследования включает: анализ и обобщение научно-технической информации, логистические анализы основных потоков ЧС, методологию «реактивного отклика», математическую логику, технико-экономический анализ, методы теории исследования операций, прогностику, лабораторные и опытно-промышленные исследования, экспертные системы, комплексное численное моделирование и гибридных методов математической оптимизации.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Разработана концепция логистики ЧС – система взглядов на повышение эффективности предупреждения и ликвидации ЧС, рационализацией и оптимизацией материальных,  людских, сервисных и информационных потоков, с позиции системного подхода, в основе которой лежит рассмотрение объектов – как систем, состоящих из закономерно структурированных и функционально организованных элементов.

2. Установлен принцип коллективной безопасности – согласованности  действий и распредении обязанностей при планировании и управлении противодействия ЧС, органов МЧС, предприятий и логистических посредников, усиления роли объединений населения данного района в форме ячеек ЧС (КСК, уличные комитеты и др.), разработки декларации безопасности района и создание консорциумов производителей района.

3. Разработан принцип превентивной безопасности логистической интегральной системы (ЛИС) «Прогноз», который позволяет прогнозировать ЧС на основе математического моделирования и информационно-компьютерной  поддержки,  а  в  случае  стихийных бедствий прогнозировать развитие ситуации и выработать оптимальную стратегию и тактику, чтобы смягчить их последствия и, по меньшей мере, свести к минимуму ущерб от них.

4. Обоснована интеграция всех функций с целью защиты населения и территории с минимальными затратами  времени  и  ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными, людскими, сервисными  и информационными потоками.

5. На основе использования теории компромиссов разработана интеграция органов МЧС: с торговыми и медицинскими организациями по созданию запасов и поставки материальных ресурсов при ЧС по фиксированным ценам; заводами и фабриками по экстренному выпуску товаров, требуемых при ЧС.

Научные положения и результаты, выносимые на защиту:

1. Логистические зависимости времени реагирования на ЧС, прогнозных данных последствий землетрясений и потоков материальных ресурсов, позволяющие разработать методологию «реактивного отклика».

2. Научно-прикладное направление защиты населения и территории, основанного на принципах логистики, использование которых позволило разработать концепцию логистики предупреждения и ликвидации ЧС, отличающейся в анализе и расчете потоков негативных воздействий большой мощности (потоки ЧС) и эффективном управлении сквозными материальными потоками, которые аккумулировались в виде материально-технических средств и знаний и нацеленой на максимальное сокращение времени реакции логистической системы.

3. «Дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности,  отличающейся от известных концепций тем, что оптимизируются уровни безопасности путём распределения всех технологий на партии и установления для каждой партии регламентируемых нормативов затрат на предупреждение и ликвидацию ЧС.

4. Закономерности изменения материальных потоков в фазах подготовки, наступления и ликвидации ЧС, позволяющие обосновать метод определения  оптимального размера запасов материальных   ресурсов  на случай ЧС в населенном пункте  за  счет использования системного подхода, включающего доставку с аналогичных складов из ближайших населенных  пунктов  при  наступлении  ЧС  в порядке  рассчитанной  очередности.

5. Новая логистическая технология реагирование на ЧС и технологии эвакуации населения и движение материальных потоков с использованием IT-технологии, обеспечивающих рационализацию и оптимизацию проведения СиДНР.

Практическая ценность.

Разработаны логистические технологии реагирования и смягчения ЧС с использованием IT-технологии, эвакуации населения и движения материаль-ных средств с использованием штрих-кодов. Получены: методика разработки логистических интегральных систем  процессов защиты населения и территорий, методика построения логистической автоматизированной системы управления (ЛАСУ) и методики разработки логистических схем анализа издержек.

Разработаны алгоритмы функционирования ЛАСУ ЧС на стадии предупреждения, предотвращения, смягчения, реагирования и ликвидации последствий ЧС.

Результаты исследований использованы при разработке рекомендаций по применению ЛИС предупреждения и ликвидации ЧС, одобренной Департаментом по ЧС г.Алматы и представленной в МЧС РК и в техническом задании на тренажёрные установки «Имитатор землетрясения».

Реализация результатов исследования:

- приняты к внедрению Департаментом по ЧС г.Алматы МЧС РК;

- использованы в методических указаниях о создании формирований ГО и ЧС в высших и специальных учебных заведениях и методических указаниях по проведению учений по ГО и ЧС  в высших и специальных учебных заведениях прошедших производственную проверку и представленных в МОиН и МЧС РК;

- приняты Представительством Программы развития ООН в Казахстане;

- приняты Международной стратегией снижения бедствий ООН;

- приняты МЧС РК для совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- приняты Департаментом по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий города Алматы для включения в разрабатываемый проект акимата города Алматы  и японского Агенства международного сотрудничества «Исследование по смягчению рисков, вызываемых разрушительным землетрясением в гороге Алматы» и проект комплексной программы «Подготовка к разрушительным землестрясениям в городе Алматы».

Разработаны и внедрены в учебном процессе КазНТУ имени К.И. Сатпаева и повышения квалификации специалистов МЧС:

- силлабус и учебно-методический комплекс дисциплины «Логистика ЧС» для бакалавров  специальности 050731/02 – Защита в ЧС;

- силлабус и учебно-методический комплекс дисциплины «Логистика ЧС» для магистрантов  специальности 6N0731 – Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды;

- силлабус и учебно-методический комплекс дисциплины «Спасательная техника и связь в ЧС» для студентов специальности 050731/02 – Защита в ЧС;

- раздел «Логистика ЧС» программы повышения квалификации для руководящих работников органов МЧС РК;

- раздел «Логистика ЧС» программы учебного центра Департамента ЧС г. Алматы для руководства и начальников ГО и ЧС предприятий и организаций.

Полученные результаты реализованы в опытно-производственном образце тренажёрной установки, прошедшей хозяйственную проверку и включённой в перечень оборудования учебно-тренировочных комплексов МЧС РК.

Апробация работы. Результаты работы доложены на пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ( г.Алматы, 2002); международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности" (г.Алматы, КазГАСА, 2002); шестой международной научно-технической конференции посвященной 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева «Новое в безопасности жизнедеятельности», (г.Алматы, 2004); международной конференции «Инженерное образование и наука XXI веке» посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева, (г.Алматы, 2004); VII-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности» (охрана труда, экология, валеология, защита человека в ЧС, токсикология, экономические и правовые аспекты БЖД) (г.Алматы, октябрь 2005 г.); международной научной конференции «Проблемы мира» (г.Ташкент, май 2006); совещании представительства «Программа развития ООН» (г.Алматы, 2006); VIII-ой Международной научно-технической конференции «Новое в безопасности жизнедеятельности» (охрана труда, экология, валеология, защита человека в ЧС, токсикология, экономические, правовые и психологические аспекты БЖД, логистика) (г.Алматы, октябрь 2006г.); XIХ международной научно-практической конференции «Предупреждение, спасение, помощь» (г.Москва, Академия гражданской защиты МЧС РФ, апрель 2007); национальном семинаре международной стратегии снижения бедствий ООН «Обзор стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, снижение риска» (г.Алматы, 2007г.); Республиканском совещании «Научно-прикладные проблемы в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (г.Астана, 2007г.)  и совещаниях департаментов ЧС г.Алматы, Жамбылской, Алматинской, Актюбинской и Акмолинской областей и МЧС РК.

Публикации по теме диссертации: опубликовано 43 научных трудов, в том числе 16 индивидуальных 5 зарубежных. Материалы по теме диссертации представлены в Интернете с декабря 2006 года.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 232 наименований, содержит 234 страницы машинописного текста, в том числе 81 рисунков, 63 таблицы и 12  приложении.

 

Основная часть

 

В первом разделе выполнен анализ современного состояния Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и  выполненных научно-исследовательских работ.

Учёные многих стран считают безопасность жизнедеятельности новой наукой находящейся на первом этапе развития – систематизации знаний. Только в последнее время появляются и формируются попытки объяснения и предвидения,так различные вопросы теории и практики безопасности жизнедеятельности нашли отражение в трудах Ракишева Б.Р., Мельникова Н.В., Игбаева Т.М. Мутанова Г., Степанова   и ряда других.

В развитие таких важных научных направлений, как системный анализ сложных систем, имитационное моделирование и теория управления внесли труды следующих учёных: Н.П. Бусленко, Е.И. Рогов, Н.Н. Моисеев, М.М. Молдабеков, М.Т. Жараспаев, С.Ж. Галиев и другие учёные.

Заметный вклад в сравнительно новую отрасль знаний как геоинформатика внесли работы В.С. Хохрякова, А.Ф. Цехового, И.Б. Табакман, В.Я. Цветкова, А.З. Яшкина и др. С.В. Белов, П.А. Алфёрова, Л.П. Шарипов и др. прогнозируют обострение обстановки с природными катаклизмами, что связано со многими причинами, и прежде всего с антропогенным воздействием на биосферу и глобальным изменением климата.

Однако, в этих работах рассматриваются только отдельные вопросы обеспечения безопасности. Нет системных научных исследований в области управления, организации и ведения ГО и ЧС, а методы расчётов перенесенные из других областей знаний показали свою низкую эффективность.

В республике практически полностью отсутствует системный мониторинг природных и техногенных рисков. В связи с этим аварии и катастрофы не прогнозируются, комплексные меры по их предотвращению, обеспечение готовности к ним в полной мере не проводятся.

Несмотря на то, что органы МЧС организационно укрепились, создали соответствующую нормативно-правовую базу, согласовали действия с международными организациями, существующая Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС нуждается в усовершенствовании и модернизации.

Кроме того, страны СНГ, в том числе Республика Казахстан, провозглашают «нулевой» или «абсолютный» риск, однако многие учёные доказали невозможность достижения абсолютной безопасности.

Попытка решения задач защиты населения и территории с использованием компьютерных программ, построенные на базе упрощённых моделей процессов предупреждения и ликвидации ЧС приводит к достаточно грубым оценкам и малодостоверным прогнозам.

При рыночных отношениях нормативы материально- технического снабжения теряют своё значение, каждый субъект хозяйства самостоятельно оценивает ситуацию и принимает решение. Кроме того, при традиционном подходе задачи по управлению в каждом предприятии решаются в значительной степени обособленно. Задачи управления сквозными материальными, людскими и информационными потоками не ставятся и не решаются. В результате такие показатели, как затраты, надёжность, качество и другие, складываются в значительной степени случайно и, как правило,  далеки от оптимальных.

Разработки современных систем управления, связи и оповещения окончились неудачей из-за несоответствия средств технического оснащения, системному построению и программному обеспечению.

Всё это проявилось при ликвидации последствий Луговского землетрясения 2003 года. Хотя Луговское землетрясение и его последствия не потребовали проведения всего возможного комплекса и объёмов аварийно-спасательных работ и его интенсивность в мировом масштабе было рядовым событием из-за неподготовленности, неорганизованности и плохого управления разрушительные последствия землетрясения оказались намного выше, чем могли бы быть при принятии необходимых предупредительных мер заблаговременно. Население и местные органы оказались совершенно не готовы к ЧС. Материально-техническое снабжение было произведено с большой задержкой.

События в Н. Орлеане (США) показали, что и страны с рыночной экономикой не готовы к реагированию в чрезвычайных условиях. Недостатки прогнозирования, эвакуации населения, случаи мародёрства, несвоевременные поставки жизненно необходимых средств показали неспособность управлять в условиях ЧС. Однако их опыт свидетельствует, что существенный потенциал повышения эффективности функционирования систем заложен в использовании логистики (метод прикладной математики).

Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «Логистика» являются материальные  и связанные с ними ин­формационные потоки. Актуальность дисциплины и резко возра­стающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использова­ние логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной  интервал проведения операции, способствует резкому сокращению материальных запасов, уско­ряет процесс получения информации, повышает уровень серви­са.

Анализ исследований по логистическим системам (Г. Павеллек, П. Конверс, Э. Мате, Д. Тиксье) и применяемых промышленных систем JIT, MRPI/MRPII, KANBAN, ROP и др. показывает, что эти системы регламентированы производственным заданием. Функционирование же систем ЧС базируются на неопределенности внешней среды, которые часто не поддаются описанию и контролю.

Из-за отсутствия управляемого сквозного материального потока, пронизывающего всех участников процесса защиты населения и территории имеются лишь попытки использования отдельных логистических методов в материально-техническом снабжении и  транспортировки. Кроме того, методы расчёта и прогнозирования, применяемые в традиционной логистике не применимы в ЧС, т.к. участники имеют дело с негативными потоками большой мощности проходящими в короткое время, требующих быстрого принятия  и реализации управляющих и технических решений.

На основании анализа поставлены задачи исследования.

Во втором разделе дано теоретическое описание объекта управления и рассмотрены особенности  логистики ЧС.

Согласно современным представлениям теории поля источник возбуждения и поглощения связаны в аналитическом описании направлением вектор-градиента. Соболевский П.К. опираясь на математическую теорию физического поля разработал метод геометризации форм, свойств и процессов, происходящих в недрах земли и дал общие представления о потоке и поле.

Природно-промышленная технология реализуется на сложной смешанной  схеме развития взаимосвязанных технологических процессов и операций, поэтому не всегда удается дать дифференцированную оценку влияния техногенеза по отдельным технологическим фактам воздействия системы «человек-объект-природа».

Реальная природно-техническая система в своем функционировании ба­зируется на процессах энерго- и массообмена, которые могут рассматривать­ся как универсальные с точки зрения всеобщего охвата как формирующего техногенного потока Ω разнохарактерных воздействий  на природные объекты, так и противодействующего  реактивного потока R со  стороны таких объектов (A, G, L, Fl, Fn, Hs) , обусловливающих в конечном итоге (как результаты взаимодействия противоположных потоков) уровень антропогенного изменения свойств природных объектов по всей совокупности их единичных параметров (рисунок 1).

Ситуация с наибольшим риском ЧС при отсутствии эколого-восста-новительных функций, система будет иметь в своем реальном выражении состояние

Sк Ωс(tк) εк(Ω)Dmax .                              (1)

 

 

Рисунок 1 –  Модель материального потока ЧС

 

На рисунке 1 показана схема функциональных переходов, обу­слов-ленных антропогенными изменениями природно-технические геосистемы (ПТГ) (Δg(t) Δe(t)).

Условные вероятности формируемых переходов в данной системе отвечают: (I-II) переходу экосистемы из абсолютно устойчивого состояния в состояние с имеющимися незначительными остаточными антропо­генными изменениями Ag (условно равновесное состояние экосистемы);

(II-III)переходу экосистемы из состояния с уровнем антро­по-генных изменений Δе1 в состояние с уровнем Δе2 (Δе2 > Δе1) (экосистема с локальным нарушением равновесия – превышение одного ПДК);

 (III-IV) переходу экосистемы в предельное состояние (с пол­ным нарушением равновесия – состояние ЧС).

Предельно экстремальным состоянием ПТГ является случай ее полной деградации, которые происходят по долговременному процессу накопления или имеет аварийный скачкообразный характер. Аналитической предпосылкой исследования таких катастрофических  ситуаций служит математическая модель, известная под названием схемы гибели.

Таким образом, комплексный показатель промышленного техногеза наиболее полно учитывающий исходные показатели находят по формуле

                                        (2)

где Li – коэффициент, характеризующий неравномерность распределения значений единичных показателей eii), составляющих комплексную оценку.

Рассмотренный принцип комплексной оценки промышленного техногенеза по выраженным антропогенным изменениям построен на количественных  признаках состояний еji объектов природы в границах природно-технических геосистем. Поэтому рассмотренный аппарат оценки может быть использован при решении задач исследовательского характера, который позволил:

1) осуществить научно обоснованное применение принципов логистики для различных видов  техногенеза в условиях ЧС;

2) эффективно реализовать научно-технические решения по логистике безопасности формируемых промышленных экосистем с учетом особенностей логистики ЧС.

Понятие «материальный поток» является ключевым в логистике ЧС. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных участников, единой функцией управления и упорядочить эти процессы.

Объектом управления логистики ЧС являются материальные потоки чрезвычайновысоких уровней негативного воздействия природного и техногенного характера и вызванные ими материальные, информационные и людские потоки.

Материальные потоки ЧС могут быть квалифицированны по значительному числу признаков, по типам и видам событий, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий и т.д. Они могут быть вызваны стихийными или техногенными факторами. Поэтому в логистике ЧС под материальными потоками понимают стихийные или техногенные бедствия, сопровождающиеся движением энергии, водных или воздушных масс, грязи, камней и др. (таблица 1).

 

Таблица 1 – Классификация потоков ЧС

 

Потоки ЧС

Признаки

классификации

Вид потока

1

2

3

 

Отношение к логистической системе

Внешние, внутренние

Входные, выходные

Природного

характера

Геологические, метеорологические, гидрогеологические, природные по-

Движение земных, водных и воздушных масс и др.

Продолжение табл.1

 

1

2

3

 

жары, массовые заболевания

 

Техногенного характера

Аварии, катастрофы, пожары, взрывы, обрушения и др.

Разрушение конструкции, химические реакции и др.

Материально-техническое обеспечение

Степень совместности

Совместимые, несовместимые

Количество груза

Массовые, крупные,

средние, мелкие

Натурально-вещественный состав

Одноассортиментные,

многоассортиментные

Удельный вес груза

Тяжеловесные, легковесные

Консистенция груза

Тарно-штучные, насыпные, навалочные, наливные

Информационные

Вид связываемых потоком систем

Горизонтальные, вертикальные

 

Место нахождения

Внешние, внутренние

 

Направление по отношению к логистической системе

Входные, выходные

Людские

 

Население

Спасатели и специалисты

Эвакуация

Прибытие

 

Мы рассматриваем логистику ЧС как теорию и практику управления материальными и связанные с ними информационными потоками. Процесс управления отражён на рисунке 2,  на примере селевого потока. Управлять селевым потоком можно с помощью различных действий: можно остановить селевой поток (плотина), изменить его интенсивность (перепускная плотина), направление (стенки) или структуру (решетки) и т.п.

 

 

Рисунок 2 –  Принципиальная схема управления селевого потока

 

Особенность в понятии «сквозной материальный поток» заключается в том, что он наступает только при ЧС. На стадии предупреждения ЧС (подготовка к ЧС) логистическая цепь ЧС незамкнута, предприятия накапливают запасы на случай ЧС и готовят свой персонал. Сквозной материальный поток присутствует в виде теоретически разрабатываемых прогнозных материалов и материалов по планированию реагирования на ЧС.

Как отмечено, на макроуровне элементы логистической системы располагаются параллельно. При наступлении ЧС в качестве элементов логистической системы рассматриваются сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рисунок 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 –  Структурная схема взаимодействия участников

при наступлении ЧС

 

Для математической обработки уравнений, при анализе вопросов предупреждения ЧС, ввели передаточные функции преобразования по Лапласу(неоднородные дифференциальные уравнения), где для схемы участников в фазе формирования и ликвидации ЧС общая передаточная функция:

к(р) = к1(р) + к2(р) + … + кn(р),                                   (3)

 

общая передаточная функция обратной связи с регулятором:

[1+к(р)∙крег(р)]у = к(р)∙х,                                              (4)

 

а уравнение замкнутой системы:

к(р)∙ крег(р) – 1 = 0.                                                       (5)

Специфика логистики ЧС отражается в создании материальных запасов, которые могут быть существенно снижены за счет согласованных действий участников логистических процессов и правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи.

Логистика ЧС имеет следующие особенности:

- определяющими потоками являются потоки ЧС, потоки негативных воздействий большой мощности природного и техногенного характера;

- поток ЧС вызывает потоки реагирования (материальные, людские, информационные и др. потоки);

- в понятии «сквозной материальный поток»;

- элементы материального потока на макроуровне – параллельны;

- запасы ЧС и подготовка персонала – «пружинные». 

В третьем разделе приведён методологический аппарат логистики ЧС и особенности применения комплексного численного моделирования процессов ЧС.

При традиционном подходе задача по управлению материальными потоками в каждом звене решается обособленно с применением общеизвестных методов принятия решений. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированных разработок самостоятельных систем к логистическим интегральным системам (ЛИС) требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Концепция логистики ЧС базируется на методологии «реактивного  отклика» на спрогнозируемое ЧС путем максимального сокращения времени реакции логистической системы и превентивных решений по управлению материальными, людскими, информационными и др. потоками.

При традиционном подходе сила реагирования на ЧС (Fp) нормируется и устанавливается на максимально возможном уровне:

 

Fp > FЧС                                                                                                           (6)

 

При логистическом подходе прогнозируются материальные потоки ЧС и ставится задача по их управлению, где сила реагирования равна силе ЧС, поэтому главной задачей логистики ЧС является предотвращение аварий и катастроф, а в случае их наступления – смягчение и ликвидация их последствий:

Fпрогноз = FЧС = Fp =f(z1,z2,z3)                                    (7)

 

Методологической основой сквозного управления материальными потоками является системный подход, принцип реализация которого в концепции логистики ЧС поставлен на первое место.

Кроме этого концепция логистики представлена следующими положениями:

- использование «теории компромиссов»;

- учёт логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки;

- гуманизация технологических процессов, безопасных технологий;

- развитие услуг сервиса на современном уровне;

- способность логистических систем к адаптации в условиях неопределённости окружающей среды.

Логистика ЧС опирается на теорию и практику логистического анализа. В основе логистического анализа лежит применение логистической функции, с помощью которой возможно описать зависимости скорости реагирования на ЧС природного  и техногенного характера органов МЧС, местных органов, предприятий и населения, выраженная уравнением Ферхюльста:

.                                                      (8)                                                                                                                                      

 

В целом логистический закон отражает динамику процессов защиты населения и территорий в пространстве и во времени. Это важная особенность логистической зависимости дает возможность определить  статистическим путем различные критические, оптимальные и другие практически ценные точки.

Широкое применение в логистике имеют различные методы имитационного и динамического моделирования. В логистике ЧС как способ исследования логистических систем была применена известная научная концепция комплексного численного моделирования систем с использованием базовых моделей механики сложных сред, численных методов механики и гибридных методов математической оптимизации.

При расследовании произошедших аварий или прогнозировании последствий ЧС широко применяли новый метод математического моделирования количественной оценки риска опасных производственных объектов и их численного анализа, основанного на разработке программного комплекса анализа рисков и проведения расчётных операций по деревьям событий, при чём при расследовании произошедших аварий расчёты проводили с конца, а при прогнозировании последствий ЧС – с начала, с экспертным обоснованием последствий аварий.

В разделе изложена методика экспериментальных исследований, основой явились проведенные исследования последствий Луговского землетрясения. Опыты проводились в лабораториях КазНТУ имени К.И. Сатпаева, полигонах Департамента по ЧС г. Алматы и ущелье реки Б. Алматинка. Исходными данными для исследования ЧС явились данные произошедших аварий на предприятиях Казахстана, ЧС природных характеров и экспертных оценок. Анализ поведения операторов технических систем при ЧС проводили на специально разработанной лабораторной установке «Имитатор землетрясения». Характеристики параметров и процессов ЧС определялись по общепринятым методикам.

Учитывая, что в основном параметры материальных потоков ЧС неизвестны или не контролируются с достаточной точностью, а построенные математические модели содержат вероятности, в работе применены элементы математической статистики и логики. Использовались теория надежности сложных систем с накоплением нарушений и количественная оценка риска для опасных производственных и природных объектов. Для анализа издержек и затрат использовался метод миссий, а для оптимизации процессов предупреждения ЧС использовался симплекс-метод, т.к. данные методы сравнительно просто реализовывались в электронных таблицах. Эти методы расширяют возможности научного предсказания и рационального принятия решений.

Поэтому для создания интегрированных систем материальных потоков ЧС произведена проверка и оценка задач со случайными параметрами.

Таким образом, применяемый методический аппарат логистики ЧС позволяет анализировать, моделировать и оптимизировать как потоки ЧС, так и встречные материальные и другие потоковые процессы, управлять ими и оценивать их эффективность.

В четвёртом разделе приведен терминологический аппарат и концептуальные основы логистики ЧС.

Новизна логистики ЧС заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками, причём, потоки ЧС приняты за основные, а встречные потоки жизнеобеспечения и материально-технических средств – вспомогательными.

Система взглядов на совершенствование защиты населения и территорий в ЧС путём рационализации управления и оптимизации материальных потоков является концепцией логистики ЧС.

Управление материальными потоками, как любым другим объектом, складывается из двух частей: принятие решений; реализация принятого решения.

Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками необходимы определённые знания. Деятельность по выработке этих знаний относится к логистике, соответственно определения трактуют логистику ЧС как научное направление защиты населения и территорий:

- междисциплинарное научно-практическое направление защиты населения и территории, заключающееся в анализе и расчёте потоков негативных воздействий большой мощности (сели, оползни, ураганы и др.) и эффективном управлении встречными материальными и др. потоками, исходя из существующих ограничений времени и ресурсов;

- наука и практика планирования, организации и управления предупреждения, предотвращения, смягчения, реагирования и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера путём интеграции, синхронизации и оптимизации деятельности всех  участников предупреждения и ликвидации ЧС, а также гармонизации их интересов с минимальными затратами времени и ресурсов.

При логистическом подходе в системе предупреждения и ликвидации ЧС выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой  является управление потоками ЧС и потоками их противодействия. В целом принципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в выделении единой функции управления участниками ЧС, систем управления и функции в единую систему, обеспечивающую эффективное управления сквозными материальными потоками (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Логистическая интеграция единой функции  управления

 

Безопасность населения и территории, т.е. приемлемый уровень безопасности, достигается путем логистического управления противодействию ЧС. Заблаговременный прогноз угрозы, выявление влияющих факторов, принятие мер по его снижению путем целенаправленного изменения этих факторов с учетом эффективности принимаемых мер составляет логистическое управление (рисунок 5).

Подпись: Население 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


З   – запасы ЧС; отражает результат изменения и накопления потока,

     – элементы логистической системы,

     – связи между элементами,

        границы систем

Pi  – суммарный материальный поток.

 

Рисунок 5 –  Логистический подход к управлению  материальными

потоками ЧС

 

При этом ключевую роль в управлении этими потоками играют предприятия и организации, приведённые на рисунке 6. До последнего времени, в период становления органов МЧС, акцент делался на организацию и усиление формирований и ее органов на местах.

Логистический переход «от рынка продавца к рынку покупателя» позволяет при подготовке к ЧС делать ставку на логистических посредников и развитие возможностей населения. Доминирующим направлением деятельности логистики ЧС является повышение потенциала общественности и населения для эффективной координации и управления деятельностью по подготовке и реагированию на ЧС.

 

 

                        материальные и информационные потоки;

            £ звенья логистической системы (ЗЛС);    транспортное ЗЛС

9,10 – органы и формирования МЧС; 11– предприятия с опасным производством; 12 – предприятия, фирмы и организации; 13,16,19,20,21 – торговые базы, склады, магазины, рынки, аптеки и др.; 22 – ячейки ЧС (КСК, улькомы и другие формы организаций населения) (ЗЛС22); 4,5,6,7,8,14,15,17,18    транспортные организации; 1,2,3 – поставщики.

 

Рисунок 6   Логистическая цепь ЧС

 

Логистика по контракту (с применение третьего участника) приведёт к значительным изменениям в организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС. Передача части функции логистическим посредникам и «ячейкам ЧС» по транспортировке, организации питания, хранению и управлению запасами, обслуживанию, информатизации и т.д. позволит органам МЧС сосредоточиться на проведение спасательных работ.

Под руководством местных органов и МЧС ячейки берут на учёт, проживающих на их территории врачей, психологов и спасателей, заключают договора о взаимодействии на случай ЧС с киосками, магазинами, аптеками, компьютерными клубами и организациями связи. Кроме того, ячейки закрепляются за предприятиями, выпускающими средства необходимые при ЧС.

Логистика ЧС, используя теорию компромиссов, разграничивает обязанности участников защиты населения и территории и дает возможность применить новые формы взаимоотношений (таблица 2).

Необходимость и возможность разработки логистики ЧС иллюстрируется применением теории логистического анализа. Проведенный логистический анализ времени реагирования Луговского землетрясения показал, что органы МЧС работали адекватно, к недостаткам можно отнести только чрезмерное реагирование, а местные власти и население были совершенно не готовы к землетрясению (рисунок 7)

 

Таблица 2 – Реализация теории компромиссов в логистике ЧС

 

 

Интеграция органов МЧС

Формы взаимоотношений

1.

Логистические посредники (строительные, транспортные, ремонтные, складские, обучения, информационные, снабжения)

-   сертификация;

-   договора о взаимодействии при ЧС;

-   страхование

2.

Предприятия с опасным производством

-   фонд ЧС;

-   консорциум района;

-   ДБ района;

-   страхование

3.

Торговые организации (оптовые базы, магазины, аптеки и др.)

-   договоры о создании запасов и

    выдачи населению при ЧС;

-   страхование

4.

Ячейки ЧС (КСК, улькомы и др.)

-   договор о взаимодействии;

-   страхование

5.

Заводы и фабрики производящие нужную продукцию при ЧС (печи, одеяло, палатки, укрытия, теплые вещи, медицинские средства и др.)

-   договор об экстренном выпуске

    продукции при ЧС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 7 –  График логистической функции Луговского землетрясения

 

Логистический анализ прогнозов 8-бального землетрясения г.Алматы по данным МЧС позволил получить зависимости:

- безвозвратных потерь                                              (9)                                       

- санитарных потерь, спроса и поставок материальных ресурсов при Луговском землетрясении.                                                      

На рисунке 8 приведены кривые логистического анализа поставок материальных ресурсов при Луговском землетрясении. Поставки были произведены с большим опозданием, иногда в объемах, потребность в которых отпала необходимость.

1 – кривая спроса материальных ресурсов Луговского землетрясения; 2 – кривая поставок Луговского землетрясения; 3 –  кривая поставок материальных ресурсов г.Алматы  при внедрении ЛИС (рсчетные данные); 4 – структура запасов Луговского землетрясения; 5 – структура запасов при внедрении ЛИС

 

Рисунок 8 – Зависимости логистического анализа поставок материальных

ресурсов Луговского землетрясения и при применении ЛИС согласно

расчетов акта внедрения

 

В пятом разделе рассмотрены функциональные области логистики ЧС и обоснован «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности.

Наука и практическая деятельность логистики ЧС вырабатывает общие приемы управления сквозным материальным потоком, тем не менее, на разных фазах управления защитой населения и территории имеется известная специфика. В соответствии с этой спецификой выделяется пять функциональных областей логистики ЧС: предупреждение ЧС, предотвращение ЧС, смягчение ЧС, реагирование и ликвидация его последствий, и при всех областях – информационная, транспортная и др.

Так как все вопросы смягчения, реагирования и ликвидации последствий ЧС начинают решаться на ранней стадии управления материальными потоками, поэтому самым важным этапом логистики ЧС  является этап  предупреждения и предотвращения, а функцией управления является общая координация работ по предупреждению и предотвращению ЧС.

В узком  смысле система реагирования на ЧС состоит из ряда логистически связанных процедур, решающих правил и требований, переводящих план реагирования в «цепочку требований», которые синхронизированы во времени, а также запланированного покрытия этих требований для каждой единицы запаса компонентов, необходимых для выполнения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Система  «Логистика ЧС» перепланирует последовательность требований и покрытий в результате изменений вида или мощности ЧС, либо в структурах запасов, либо в характеристиках устойчивости предприятий или территорий. Поэтому в соответствии с концепцией логистики ЧС управляющие функции переданы ЭВМ, работающих в режиме логистических автоматизированных систем управления (ЛАСУ)  (рисунок 9).

 

Рисунок 9 – Модель принятия решений ЛАСУ

(оценка и контроль в задачах со случайными параметрами)

 

Логистическая система принимает решения основываясь на данных, представленных n-мерной случайной величиной Х ≡ (х1, х2, …, хn), которая связана с состоянием среды через совместное распределение s и х.

Учитывая многообразие вариантов управления материальными потоками ЧС, когда определялись совместное распределение s и х вместе с функцией риска, представляющей действие системы для каждой комбинации состояния среды и решения, то задача состояла в минимизации ожидаемого риска:

                              (10)

путём оптимального выбора решающей функции у(х).

 

Если давалось «априорное» распределение s и плотность условного распределения φ(х/у), то «апостериорное» распределение вероятностей получали с помощью формул Байеса в виде

                                       (11)

В случае, когда среда имеет непрерывное распределение множества состояний, представленных значениями величины S ≡ (s1, s2, …, sn), а m компонент ук решающей функцией У ≡ (у1, у2, …, уn), надо выбирать так, чтобы аппроксимировать соответствующее значение sк  уточняемом функцией риска С(s,y), то оценку проводили по методу наименьших квадратов, где ожидаемый риск равен:

.                                  (12)

В защите населения и территории существует ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика ЧС. Они связаны с функциональным подходом к движению материальных потоков. Наибольшее значение имеют управленческие, экономические, оперативные и координационные аспекты. Кроме того можно акцентировать внимание на отдельных функциях в рассматриваемых циклах. На рисунке 10 приведена структура системы логистического управления ЧС.

Логистическое управление ЧС – это основанная на оценке «дифференцированного» риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения риска до уровня, которую общество считает приемлемой, исходя из существующих ограничений на ресурсы и время.

 В работе проведена оптимизация риска, которая позволила обосновать «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности.

Обзор позитивного зарубежного опыта показывает, что в различных странах мира в зависимости от условий сложились в основном три концептуальных подхода к решению проблем безопасности: «ненулевого риска» (США, ЕС); детерминистский подход (Германия); сочетание принципа «ненулевого риска» и элементов детерминизма (Япония).

Анализ затрат на безопасность показывает, что достичь показателей развитых стран невозможно с нашими ограниченными финансовыми возможностями. Например, общие расходы на предупреждение ЧС федеральным органами США превышают 6 млрд. долларов. А общие расходы на безопасность при создании новых производств составляют 20-25% от общей стоимости, для сравнения в странах СНГ – 0,2-0,8%.

Одна из ключевых функций государства – создание условий экономической целесообразности внедрения безопасных технологий. Важная роль в решении этой задачи должна принадлежать службам логистики. Служба под руководством МЧС и местных органов устанавливает контрольные уровни и нормативы затрат на безопасность. Числовое значение этих уровней  гарантирует не превышение основных пределов приемлемого риска и экологических норм. При этом учитываются воздействия всех факторов, возможная ошибка измерений, достигнутый уровень защищенности, возможность его дальнейшего снижения с учетом требований принципа оптимизации.

 

 

 

 

Рисунок 10 – Структура системы логистического  управления ЧС

Когда на предприятии показатели безопасности или окружающей среды начинают превышать установленные контрольные уровни из-за невыполнения мероприятий безопасности или изношенности оборудования и устаревшей технологии, предприятие переходит в другую категорию безопасности. Предприятие производит фиксированные материальные и финансовые затраты согласно нормативов и принимает дополнительные меры по безопасности (рисунок 11).

 

Рисунок 11 –  Стадии жизненного цикла предприятия

 

Произведена оптимизация критериев на основе иссле­дований требований  безопасности ПТГ и точ­ности  нормирования на всех стадиях жизненного цикла. Допуск безопасности как мера соот­ветствия формируемых свойств заданным природоохранный критериям яв­ляется комплексной величиной, удовлетворяющей трем основным условиям:

-  безопасности формируемого объекта б);

- технологическому обеспечению производственных процессов, создающих конструктивный потенциал объекта в соответствии с требованиями его функционального назначения (Тк);                                                

- возможности аварий и катастроф, оцениваемые объективной мерой  ущерба (Уф).

Таким образом, допуск может рассматриваться в виде интегральной оценки трех компонентов

Δе = Ф[Рб, Тк, Уф],                                                         (13)

каждый, из которых является критериальной мерой.

Для обоснования оптимальных значений рисков проведена оптимизация по приведенным затратам. Оптимизация предусматривает распределение всех технологий на партии и установление норматива затрат на безопасность для каждой партии.

С целью сокращения вариантов расчётов и количества опытов использован метод планирования трёхфакторного экстремального эксперимента. Минимизация технико-экономического критерия безопасности с соблюдением ограничений, налагаемых на целевую функцию, позволили определить, что для г. Алматы уровней безопасности должно быть семь. Мониторинг предотвращения ЧС  ПТГ приведён в таблице 3.

 

Таблица 3 – Мониторинг предотвращения ЧС природно-технических

геосистем

 

 

уровня

 

Ущерб

Критерии ПТГ

Норматив затрат на безопасность,

в % от полной стоимости проекта

уровни экологического состояния

действие техногенных источников

Ω

показатели антропогенного ландшафта

1

АЭС

> ПДК

 

I

по потребности

2

max

= ПДК

очень сильное

I

25

3

большой

< ПДК

сильное

II

20

4

Средний

<ПДК

среднее

II

15

5

ниже среднего

<< ПДК

слабое

III

10

6

min

<< ПДК

очень

слабое

III

5

7

 

 

нет

 

нет

 

В шестом разделе приведены мероприятия по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации ЧС на базе концепции логистики и изложена практическая реализация результатов внедрения.

Методы решения логистических задач позволили разработать:

- ЛАСУ;

- ЛИС реагирования и смягчения ЧС;

- технологии эвакуации населения и регистрации в зоне ЧС на основе применения штрих-кодов;

- ЛИС движения материальных ресурсов с применением штрих-кодов;

- распределительную ЛИС.

На основании концепции логистики ЧС, при участии автора, разработаны  информационная ЛИС, ЛИС прогнозирования,  ЛИС оповещения,  запасы и склады логистики ЧС,  глобальная логистика ЧС, ЛИС «центральный склад», системы непрерывной подготовки формирований ГО и ЧС и обучения населения, психологическая логистика ЧС и ЛИС перевозки опасных грузов.

Логистика ЧС даёт инструмент исследования, с помощью которого можно осуществлять регистрацию, сбор, накопление информации о возможном реально протекающем процессе, создать и исследовать модели изучаемых процессов ЧС, автоматизировать процессы обработки результатов поступающей информации, управлять МТО и силами реагирования на ЧС с помощью технологий ЛАСУ.

Технология  ЛАСУ – это универсальный инструмент изучения, анализа и прогнозирования ЧС, а также подготовки и принятия управленческих решений.В рамках ЛАСУ, как правило, моделируются сложные ЧС, анализируются возможные варианты разрешения возникающих проблем, осуществляются экспертные оценки и разбираются возможные последствия реализации принятых решений.

На примере селевого потока произведено построение математической модели динамики движения и численного анализа параметров неустановившегося безнапорного изменяющегося течения несжимаемой многокомпонентной жидкости по прямому длинному каналу с открытым руслом постоянного сечения (рисунок  12). Задачи разрушения дна канала не рассматривались.

 

 

Рисунок 12 –  Схематичное представление течения селевого потока по каналу

постоянного сечения (продольное сечение)

 

Уравнения имеют вид:

;

;                 (14)

f = f(B,H);

s = s(r,nм)

 

Построение математической модели движения селевого потока на основе базового уравнения силы Кориолиса

 

Fк = 2m[v·ω]                                                   (15)

 

Показало большое практическое значение при проектировании гидротехнических противоселевых сооружений и планирования мероприятий безопасности, так как селевой поток, в условиях г. Алматы, воздействует на правую сторону ущелья.

Компьютерный симулятор на базе математической модели скорости добегания селевого потока позволил разработать компьютерную интерфейсную оболочку, имитирующую работу реальных пунктов управления в диспетчерских центрах органов МЧС в привычной для диспетчеров визуальной форме.

На основе технологии ЛАСУ и прогнозирования разработана ЛИС реагирования и смягчения ЧС основанная на логистически измененной технологии основных мероприятий при наступлении ЧС. На рисунке 13 приведены основные мероприятия Луговского землетрясения и логистическая схема с использованием IT технологий и автоматических систем «Оповещение ЧС».

 

 

Р – разведка; И – информирование; О – оповещение; Ц – создание центра; ПР – принятие решений; Оц – оценка предварительная; Ш – создание штаба; 1 – определение приоритетного направления; 2 – утверждение правил финансирования.

 

Рисунок 13 –  Технологии основных мероприятий ЧС

 

Технологии отличаются тем, что наступление и степень ЧС фиксируются автоматической системой контроля, а некоторые операции (4 операции) производятся до наступления ЧС. Компьютер, проанализировав данные, выбирает вариант реагирования и дает команды соответствующим службам. Руководители органов МЧС, где бы они не находились, принимают поступающую информацию через сотовую связь, проводят только корректировку программ.

ЛИС реагирования и смягчения ЧС основана на автоматизированной системе оповещения землетрясений, пожаров, оползней, селей и других ЧС, состоящая из АСК нескольких базовых элементов на основе различных датчиков, центров сбора  и анализа мониторинговой информации, каналов связи, позиции данных и ЛАСУ.

С помощью комплекса предупредительных мероприятий и работ возможно, как показывают экспериментальные исследования, свести до минимального (необходимого и достаточного) уровня, вероятность ЧС, диктуемого возможностями техники и технологии, с помощью алгоритмов функционирования ЛАСУ ЧС на стадии предупреждения, предотвращения, смягчения, реагирования и ликвидации последствий ЧС.

Технологии движения людских и материальных потоков. Основным недостатком традиционной системы предупреждения ЧС является несоответствие скорости материальных и информационных потоков. Внедрение ЭВМ на отдельных операциях не надавала возможности резкого увеличения производительности.

         Данная проблема решилась путём использования оборудования, способного сканировать (считывать) разнообразные штрих-коды, при эвакуации людей, прибытии и движении спасателей, идентификации раненых и погибших, а также  движения грузовых единиц (рисунок 14). Полученная информация обрабатывается в режиме on-lien, позволяющей управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 14 –  Технология автоматизированной идентификации

штрих-кодов.

 

Распределительная логистика ЧС определяет оптимальные размеры запасов материальных ресурсов на случай ЧС и производит рационализацию процесса физического распределения запасов в населенном пункте. При применении логистики ЧС используются и учитываются запасы ячеек ЧС (Зя), торговых (Зт) и промышленных (Зп) предприятий и динамику эвакуации населения (см. рисунок 8).

Рационализация распределения материальных ресурсов достигается за  счет использования системного подхода, включающего доставку с аналогичных складов из  ближайших  населенных  пунктов при  наступлении  ЧС  в порядке  рассчитанной  очередности при  условии  равномерного распределения и оптимизации расположения складов. Кроме того, применяются логистические методы грузовой единицы, базового модуля, специально разработанных наборов ЧС № 1,2,3,4 и 5 и использования сквозного фракта.

Разработанная методика построения логистически организованной системы создания и распределения ЧС проиллюстрирована на примере Луговского землетрясения,  где складами первой очереди являются запасы (З1) села Мерке (40 км), а второй очереди запаса (З2) г.Тараз (120 км) (рисунок 15).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Т – время оформления выдачи материальных ценностей с центрального

      склада,  транспортировку и организацию начала распределения при

      Луговском землетрясении;

t   - время, необходимое на начало распределения; 

t1  - интервал времени, за который выдается запас с местных складов;

t2  - интервал времени, за который выдается запас со складов I очереди;

t3  - интервал времени, за который выдается запас со складов II очереди;

З1   - запас, поступивший со складов I очереди за время (t + t1);

З2   - запас, поступивший со складов II очереди, за время (t + t1 + t2).

 

Рисунок 15 –  Распределение материальных ценностей Луговского

землетрясения (кривая 1)  и логистического (кривая 2)

 

         Оптимально-минимальный запас ЧС на местном складе (Зmin):

 

                     З min = – (Зя +  Зп +  Зт) –  (З1 +  З2)                                         (16)

 

где  A – оптимальная потребность в единицах товара;

B – затраты на размещение единицы товара;

I – годовые затраты на хранение единицы товара.

Комплексное использование результатов исследований проводили по сравнению с данными МЧС последствий 8-бального землетрясения в г. Алматы,  прогнозными расчётами и логистического анализа мероприятий с применением ЛИС. Проведенные расчеты, подтвержденные актами внедрения Департамента ЧС г.Алматы МЧС РК и Департамента  по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий города Алматы, позволили определить зависимости времени реагирования при применении логистики ЧС:

населения –                                                                 (17)

 

органами МЧС –                                                       (18)

 

и местными органами –                                            (19)

 

а динамики безвозвратных потерь –                                   (20)

и другие зависимости.

Применение разработанных рекомендаций позволит уменьшить безвозвратные потери на 23,5%; число санитарных потерь – в 3 раза; в том числе пострадавших от вторичных факторов: химического отравления – 53%; число обмороженных (при низких температурах) – в четыре раза, а людей с посттравматическим синдромом уменьшить в 5,4 раза; за счёт резкого уменьшения времени реагирования, улучшения технологии и увеличения надёжности работы систем управления и реагирования, при увеличении затрат на стадии планирования и  подготовки к ЧС на 2,8% и уменьшения на стадии ликвидации – на 356%. Резко снизится аварийность на 41-73% за счёт мер предотвращения ЧС. Использование логистических методов оптимизации запасов позволяет уменьшить их на 32-49% и на 16-28% уменьшить площадь складских помещений. Концепция логистики ЧС позволяет применить рыночные методы управления: декларирование, страхование, создание фонда ЧС района и джобберскими договорами. Получены: методика разработки логистических интегральных систем  процессов защиты населения и территорий, методика построения логистической автоматизированной системы управления (ЛАСУ) и методики разработки логистических схем анализа издержек

Полученные исследования подтверждают достоверность результатов экспериментально-теоретических исследований и оптимизации процессов.

 

Заключение

 

Основные результаты, выводы и рекомендации выполненных исследований заключаются в следующем:

1 Получены логистические зависимости времени реагирования на ЧС, прогнозные данные последствий землетрясений и потоков материальных ресурсов, позволяющие разработать методологию «реактивного отклика».

2 На основе применения логистических принципов разработано новое научное и учебное направление защиты населения и территорий – логистика ЧС, позволившая перейти от концепции «реагировать и спасать» к логистической концепции «рассчитать и предупредить».

3  Разработан широкий круг вопросов теории логистики ЧС: определения, объекты логистического управления, операции, функции и концепция, новизна которой заключается в принятии потоков ЧС за основные, а встречные потоки жизнеобеспечения и материально-технического снабжения – вспомогательными.

4 Разработаны научные основы управления предупреждения, предотвращения, смягчения, реагирования и ликвидации последствий ЧС на основе численного моделирования ЧС природного и техногенного характера с разработкой новой технологии СиДНР.

5 В результате проведённой оптимизации (по минимуму приведённых затрат) обоснован «дифференцированный» концептуальный подход к решению проблем безопасности на основе расчёта рисков и мер предупреждения ЧС по степени опасности технических, технологических, организационных и с учётом «человеческого» фактора.

6 Разработаны новые принципы определения оптимального размера запасов материальных ресурсов и распределения имеющихся материально-технических средств при проведении СиДНР, позволивших разработать методику построения логистически организованной системы создания и распределения средств жизнеобеспечения.

7 Использование в логистике ЧС  автоматизированной идентификации штрих-кодов позволило разработать новые технологии эвакуации населения и движения материально-технических средств.

Оценка полноты решения поставленных задач. В результате проведённых теоретических и расчётно-экспериментальных исследований получены новые научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение актуальной прикладной проблемы защита населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера, уменьшение их социально-экономических последствий, без которых невозможно устойчивое развитие страны, поэтому все поставленные задачи решены.

Разработка рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов. Разработанные рекомендации по совершенствованию системы предупреждения и ликвидации ЧС на базе концепции логистики ЧС с применением рыночных методов управления  ЧС позволяют уменьшить безвозвратные потери на 23,5%; число санитарных потерь – в 3 раза и резко снизится аварийность на 41-73%.  Оптимизация запасов позволяет уменьшить их на 32-49%.

Исходные данные работы являются научно-методической основой для дальнейших разработок безопасности функционирования и развития народнохозяйственных объектов и транспортных систем, разработки системы норм и требований по безопасности и устойчивости объектов, предупреждения и защиты населения, аварийно-спасательных работ и международного сотрудничества по проблемам безопасности.

Принципы и методы логистики ЧС могут решить задачи прогнозирования стихийно-разрушительных явлений, в том числе землетрясения.

Оценка технико-экономической эффективности внедрения. Внедрение результатов НИР и разработанные в процессе выполнения работы методических рекомендации, алгоритмов и программ подтверждается актами внедрения с ожидаемым экономическим эффектом более 150 млн. тенге.  

Оценка научного уровня выполненной работы в сравнении с лучшими достижениями в данной области. Разработано новое научное направление защиты населения и территории по сравнению с разработками России (Академия гражданской защиты МЧС  РФ), США, страны ЕС и др., где рассматривались отдельные вопросы внедрения логистических принципов только на этапе ликвидации последствий ЧС.

 

Список опубликованных работ по теме диссертации

 

1 Муканов А.К., Муканов М.А. О создании математической модели загрязнения окружающей среды при нефтедобыче и строительстве природоохранных  объектов. Экспресс-информация, Стройинформ. –Алматы, 1998. –5 с.

2 А.К. Муканов, A.M. Габдуллин, М.А. Муканова. Интегрированный логистический подход к проблемам промышленной безопасности // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях"

ч. 1 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002.  –С.145-148.

3 Е.Б. Утепов, А.К. Муканов, А.Ш. Шабанов, Б.С. Бертаев. Система  сертификации организации эксплуатирующих и транспортирующих опасные грузы // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ч. 1 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С. 323-325

4 Ы.Б. Бектурсунов, А.А. Тусупов, Муканов А.К. Комплексная программа улучшения экологического состояния и охраны окружающей среды Жамбылской области. // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях" ч. 2 –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. С. 129-133.

5  Т.К. Кенеев, А.К. Муканов, Л.Н. Лебедева. Роль геоинформатики в экологических исследованиях // Труды международной научной конференции "Информационные технологии и автоматизация производственных процессов" –Алматы, КазНТУ им.Сатпаева, 2002. –С.321-326

6 Ибрагимова Д.Ш., Утепов Е.Б., Муканов А.К. Разработка и реализация программ экологической безопасности Каспийского региона // Материалы международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности". –Алматы, КазГАСА 2002. –С. 162-164.

7 Муканов А.К., Сакабеков Д.С., Утепов Е.Б. Уравнение диффузии и переноса в математической модели загрязнения атмосферы // Материалы международной научно-практической конференции "Региональные проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности". –Алматы, КазГАСА 2002. –С.96-101.

8 М. Жараспаев, Муканов А.К., Г.Ж. Жараспаева. К вопросу расчета концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. С. 190-194.

9 А.К. Муканов Исследование природовосстанавливающей способ-ности окружающей среды на примере Аральского моря // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.333-336.

10 А.К. Муканов, М.А. Муканов. О создании математической модели загрязнения окружающей среды при нефтегазодобыче // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.336-338.

11 А.К. Муканов, Е.И. Шатов, И.А. Шабанов. О новой системе организации транспортировки и распределения (джобберство) сжиженного газа // Труды пятой международной научно-технической конференции "Новое в охране труда, окружающей среды и защите человека в чрезвычайных ситуациях", ч.2. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2002. –С.339-342.

12 Е.Б. Утепов, И.Н. Войцеховский, А.К. Муканов, А.Ж. Жакан. Имитатор землетрясения // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С. 140-142.

13 А.К. Муканов Использование в логистике технологии автоматизированной индентификации штрих-кодов // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. – Алматы, КазНТУ, 2005. –С.142-145.

14 А.К. Муканов Логистика чрезвычайных ситуаций. // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С. 146-148.

15 А.К.Муканов, У.Ш. Джакибаев Разработка логистических систем перевозки опасных грузов // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С.148-151.

16 А.К. Муканов Информационные логистические системы при чрезвычайных ситуациях // Сб. научных трудов «Безопасность жизнедеятельности». Вып.2. –Алматы, КазНТУ, 2005. –С.152-154.

17 Джакибаев У.Ш., Жакан М.А., Муканов А.К. Логистическая инженерная психология работников формирований ЧС. // Шестая международная научно-техническая конференция посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.II. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2004. С. 147-149.

18 Муканов А.К. Логистика чрезвычайных ситуаций. // Труды международной конференции «Инженерное образование и наука XXI веке» посвященная 70-летию КазНТУ им. К.И. Сатпаева, том II. -Алматы: КазНТУ им. К.Сатпаева, 2004. –С. 335-340.

19 А.К. Муканов, Т.О.Молдаханов, У.Ш. Джакибаев, А.К. Ержанова. Разработка и исследование логистических интегральных систем перевозки сжиженных газов // Труды восьмой международной научно-технической конференции "Новое в безопасности жизнедеятельности", ч.1. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2006. –С.651-656.

20 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш., Жакан М.А. Логистическая инженерная психология работников формирований ЧС. / Журнал «Валеология», №7-8. Алматы, 2004.

21 С.Д. Шарипханов, А.К. Муканов. Обоснование использования логистики в реализации мероприятий медицинского обеспечения при оказании помощи пострадавшему населению в ЧС. // Сб. трудов научно-практической конференции «Организация защиты населения. Медицина катастроф». Вып.1. ДЧС г.Алматы, МЧС РК, Центр медицины катастроф. Алматы, 2007. –С. 45-49.

22  М.А. Жакан, А.К. Муканов. Психология в чрезвычайных ситуациях. // Сб. трудов научно-практической конференции «Организация защиты населения. Медицина катастроф». Вып.1. ДЧС г.Алматы, МЧС РК, Центр медицины катастроф. Алматы, 2007. –С. 58-60.

23 А.К. Муканов. Разработка логистически  ориентированной системы распределения спасательных средств.  // Сб. трудов научно-практической конференции «Организация защиты населения. Медицина катастроф». Вып.1. ДЧС г.Алматы, МЧС РК, Центр медицины катастроф. Алматы, 2007. –С. 60-62.

24 А.К. Муканов, С.Д. Шарипханов, К.М. Молдахметов. Обоснование использования логистики в реализации мероприятий медицинского обеспечения при оказании помощи пострадавшему населению в ЧС. // Девятая международная научно-техническая конференция «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.I. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2007. С. 434-439.

25 А.К. Муканов, М.А. Муканов. Материальные потоки ЧС. // Девятая международная научно-техническая конференция «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.I. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2007. С. 441-444.

26 А.К. Муканов.  Виды материальных потоков. // Девятая международная научно-техническая конференция «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.I. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2007. С. 444-447.

27 Халиков Д.К., Шарипханов С., Муканов А.К. Применение сотовой и пейджиговой связи для оповещения населения при чрезвычайных ситуациях. // Девятая международная научно-техническая конференция «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.I. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2007. С. 447-450.

28 А.К. Муканов. Разработка логистически ориентированной системы распределения спасательных средств.  // Девятая международная научно-техническая конференция «Новое в безопасности жизнедеятельности», ч.I. –Алматы, КазНТУ им. К.Сатпаева, 2007. С. 450-452.

29 Муканов А.К., Джакибаев У.Ш., Ержанова А.К. Логистическая интегральная система перевозки сжиженных газов. Научно-практический журнал «Архитектура, строительство, дизайн», №2-4. ТАСИ,  Ташкент, 2006.С.96-99.

30  А.К. Муканов. Рыночные методы управления в логистики чрезвычайных ситуаций / Журнал «Наука и новые технологии». Минобрнауки Кыргызской Республики, №3-4. Бишкек, 2007. С. 35-37.

31 А.К. Муканов. Распределительная логистика чрезвычайных ситуаций / Журнал «Известия вузов». Национальная аттестационная комиссия Кыргызской Республики, №3-4. Бишкек, 2007. –С. 85-88.

32 Муканов А.К. Логистический анализ прогнозов землетрясения города Алматы. / Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры. Вып.1. Бишкек, 2008. –С. 199-202.

33 Халиков Д.К., Муканов А.К., Шарипханов С.Д. Разработка логистической информационной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера./ Вестник Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры. Вып.1. Бишкек, 2008. –С. 205-209.

34 Муканов А.К. Разработка логистической концепции. / Вестник КазНТУ, №1. –Алматы, КазНТУ, 2007. –С.62-68.

35  Сулеев Д.К., Муканов А.К. Разработка логистических интегральных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. / Вестник КазНТУ, №1. –Алматы, КазНТУ, 2007. –С.68-73.

36 Шарипханов С.Д., Муканов А.К. Логистическая информационная система решения задач обработки и передачи информации при авариях на химически опасных объектах с использованием системного подхода. / Вестник КазГАСА, №3-4 (25-26). – Алматы: КазГАСА, 2007. –С. 189-193.

37 Муканов А.К. Логистический анализ зависимостей скорости реагирования на чрезвычайные ситуации / Вестник КазГАСА, №1 (27). – Алматы: КазГАСА, 2008. –С. 168-172.

38 Муканов А.К. Обоснование «дифференцированного» концептуаль-ного подхода к решению проблем безопасности. / Журнал «Известия научно-технического общества «КАХАК», №1. Алматы, 2008. –С. 69-71.

39 Муканов А.К. Методология логистики в чрезвычайных ситуациях / Журнал «Известия научно-технического общества «КАХАК», №1. Алматы, 2008. –С. 84-87.

40 Халиков Д.К., Шарипханов С.Д. Муканов А.К. Использование космического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Казахстане / Журнал «Известия научно-технического общества «КАХАК», №1. Алматы, 2008. –С. 87-90.

41 А.К. Муканов Разработка логистики предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях / Журнал «Новости науки Казахстана», №1, 2008. –С.146-150.

42  А.К. Муканов. Логистика чрезвычайных ситуаций / Журнал «Промышленность Казахстана», №2, 2008. –С.44-45.

43 Сулеев Д.К., Муканов А.К., Молдаханов Т.О. Логистические интегральные системы обучения предупреждению и ликвидации ЧС / Вестник Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, №2, 2008. –С. 84-89.

44 e-mail: a.k.mukanov@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Түйін

 

МҰҚАНОВ АМАНГЕЛДІ  ҚАЛКЕНҰЛЫ

Төтенше жағдай логистикасын жасау

05.26.02 - Төтенше жағдайдағы қауіпсіздік

         Зерттеу объектісі – үлкен тасқынды материалдық және ақпараттық ағынның теріс ықпалы.

         Жұмыстың мақсаты – тұрғындарды және территорияны қорғаудың жаңа әдістері мен технологиясын қалыптастыруды қамтамасыз ететін төтенше жағдайдың үйлестірілген логистикасының ғылыми негізін жасау.

         Жүйелік әдіс, оның төтенше жағдайлар (ЧС) логистикасы концепциясында бірінші орынға қойылған және күрделі орта механикасының базалық модельдерін, механикасының сандық әдістерін және математикалық оптимизациялаудың қоспа (гибридтік) әдістерін қолдану арқылы болатын күрделі жүйені кешенді түрде сандық модельдеудің ғылыми концепциясыматериалдық ағындарды өнбойы басқарудың методологиялық (әдіснамалық) негізі болып табылады.

         Зерттеу жұмысының негізгі нәтижелері мен қортындылары және ол бойынша ұсыныстары төмендегідей:

-         Логистикалық ұстанымдарды (принцип) қолдану негізінде халықты және территорияны қорғаудың жаңа ғылыми әрі оқыту бағыты – төтенше жағдайлар логистикасы жасалынды. Ол өз тарапынан «көңіл аудару және құтқару» концепциясынан «есептеу және алдын ала ескерту» концепциясын өтуге мүмкіндік жасады;

-         Төтенше жағдайлар (ЧС) логистикасы теориясының анықтама мәселелерінің кең ауқымы, логистикалық басқару, операция, қызмет және концепция объектілері анықталып түзелді. Олардың жаңалығы төтенше жағдайлар ағынын негізгі деп қабылдауда, ал оған қарсы өмірді қаматамасыз ету және материалдық-техникалық қамту ағынын - қосалқы деп қабылдауда болып табылады;

-         Құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстардың жаңа технологиясын жасай отырып, табиғи және техникалық сипаттағы төтенше жағдайларды сандық модельдеу негізінде төтенше жағдайларды болдырмаудың, олардың салдарын жұмсарту және жоюдың ғылыми негіздері жасалды;

-         Өмірді қаматамасыз ететін құралдарды жасау және оларды бөлудің ұйымдасқан жүйесін логистикалық тұрғыдан түзу методикасын жасауға мүмкіндік жасайтын құтқару және басқа кезек күттірмейтін жұмыстарды жүргізу кезінде қолда бар материалдық-техникалық құралдарды бөлудің жаңа ұстанымы (принцип) жасалынды;

     Сонымен төтенеше жағдайлар логистикасында штрих-кодтарды автоматтандырылған жолмен идентификациялауды қолдану елді эвакуация жасаудың және материалдық-техникалық құралдар қозғалысының жаңа технологиясын құрастыруға мүмкіндік жасады.

     Жүргізілген оптимизацияның (шығынды минимумға дейін түсіру) нәтижесінде «адам» факторы ескерілетін техникалық, технологиялық, ұйымдастырылу шараларының қауіптілік дәрежесіне байланысыты жүргізілетін төтенше жағдайларды алдын-ала ескерту шаралары мен рисктерді есептеудің негізінде қауіпсіздендіру мәселерелін шешуге дифференцияланған концептуалды көзқарас негізделді.

     Төтенше жағдайларды (диклорация жасау, сақтандыру, ТЖ-дың аудандық қорын жасау, джобберлік келісім-шарттар) басқарудың нарықтық әдістерін қолдану арқылы жасалынған. ТЖ логистикасы концепциясы негізінде ТЖ-ды алдын ала ескерту және оны жою жүйесін жетілдіру бойынша ұсыныстар жасалынды.

     Ғылыми зерттеу нәтижелерін әдістемелік ұсыныстар алгоритмдерді және бағдарламаларды іске асыру барысында күтілетін экономикалық тиімділік 150 мл. теңгеден асатыны анықталды.

     Қайтарымсыз шығынды 23,5% санитарлық шығын санын – 3 есеге азайтуға және апаттылықты 41-73% шұғыл төмендетуге мүмкіндік жасайды. Қорларды оптимизациялау оларды 32-49% -ға дейін өзгертуге мүмкіндік туғызды.

     Интеграцияланған логистика негізінде әрі қарай зерттеу ТЖ технологиясы мен негзгі принциптерін алдын-ала болжауға және есептеуге мүмкіндік жасайды, әсіресе жер сілкінтетін болжау шараларында.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Resume

 

Mukanov Amangeldy Kalkenuly

 

Research on Logistics of Extreme Situations (ES).

 

05.26.02- Safety at Extreme Situations.

 

         The object of the research is the sources and information on the negative consequences at a large scale.

         The aim of the work is a work out the scientific basis of integrated logistics of Extreme Situations which provides the creation of new methods and technology for the defense of population and territory.

         Methodological basis for the thorough management of materials is systematic approach, the principle of realization of which is put in the first place in the concept of logistics of Extreme Situations and scientific concept of the complex numbered modeling of complex systems with the usage of basic models of mechanics in complex environment, enumerated methods of mechanics and hybrid methods of mathematic optimization.

         The main results, conclusions and recommendations the studied researches are summarized as follows:

-         on the basis of the using logistic principles new scientific and academic direction of population and territorial defense, i.e Logistics of Extreme Situations which allowed to move form the concept “react and safe” to the concept “calculate and warn” was worked out.

-         a great deal of questions on territory of logistics of Extreme Situations, definitions, objects of logistic management, operations, functions and conceptions, the novelty based on the acceptance of flows Extreme Situations as the main ones, and the opposed flows for life supplying and material and technical supply as the secondary ones.

-         the scientific basis of management of preventing, smoothing and liquidation of the consequence of Extreme Situations based on the numbered modeling of Extreme Situations both natural and technical character with a work out of new technology SaoUW (Saving and other Urgent Works) are worked out.

-         the new principles of dividing existing material-technical means during the SaoUW, which allow work out methodic on formation of creating logistics of organized system and division of life supply means are worked out.

-         the usage of automatic identifications of certain codes allowed to work out new technological evacuation of population and movement of material technical means in the logistics of Extreme Situations.

-         in a result of held optimization( the minimum of spending) “differentiated” conceptual approach to solving the question of safety based on account of risks and measures of warning Extreme Situations according to the level of danger, technical, technological, organizational factors as well as the factor “human being” were proved.

-         results of the research are used in the work out of recommendations on using Logistic Integral Systems (LIS) of warning and liquidation of Extreme Situations approved by the Department of Extreme Situations of Almaty city and presented by Ministry of Extreme Situations of Republic of Kazakhstan, and also used in technical tasks on trainings “Imitator of earthquakes”.

-         recommendations on  the development of the warning system and liquidation o Extreme situations on the bases of concept logistics of Extreme Situations using market methods of management of extreme situation (declarations, insurance, forming of the fond of Extreme Situations of the region, and jobber’s contracts) prevents form waste 23.5%; the number of metical waste three times, and the rapid decrease of accident is 41-73%. The optimization of supplies allows to change them 32-49%

-         The thorough analyses of the results of the research and work outs show  that in the process of fulfilling the task according to the methodic recommendations, algorithms and programs  the expected benefit economic result is effective more than 150 million tenge.

Further researches on the bases of integrated logistics allow calculate and forecast the dangerous natural and technical disasters as well as earthquakes.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать 12 мая 2008г. 

Формат 60×84 1/16. Бумага ксероксная. Объем 2.3 п.л. Тираж 100 экз.

Заказ №  129. Цена договорная

 

 

 

Издание Казахского национального технического универитета

имени К.И. Сатпаева Научно-технический издательский центр КазНТУ

г.Алматы, ул.Ладыгина, 32