Автореферат Чекаева Ф.М.


 

УДК 72.03(574)                                                                 На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

ЧЕКАЕВ  ФАРИД  МНИРОВИЧ

 

 

 

 

ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ  

АСТАНЫ (АКМОЛЫ) 1830-1991 ГОДЫ

 

 

 

18.00.01-Теория и история архитектуры,

реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

 

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена

в Казахском национальном техническом университете им. К.И.Сатпаева

 

 

 

Научный руководитель:

               доктор архитектуры,

              академик МААСВ, профессор                                И.М.Азимов

 

 

Официальные оппоненты:

                доктор архитектуры,

               профессор                                                               Е.К. Дуйсебай

 

               кандидат архитектуры,

              доцент                                                                      Б.Т.Балыкбаев

 

 

Ведущая организация:

Ташкентский архитектурно-строительный институт

 

 

Защита состоится: 30 июня 2009 года в  10 часов на заседании

               диссертационного совета  Д 14.61.21

     в  Казахском национальном техническом

     университете   имени К.И.Сатпаева

               по адресу: 050013, г.Алматы, ул. Сатпаева, 22, НК,

               1 этаж, конференц-зал, факс: 8-327-292-60-25

 

 

С диссертацией можно ознакомиться

                  в библиотеке  Казахского  национального технического

            университета  имени К.И.Сатпаева (КазНТУ), г. Алматы

 

 

Автореферат разослан  «29» мая  2009 г.

 

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор архитектуры,

профессор                                                                                А.Ж. Абилов

                  

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. В условиях развития суверенного Казахстана на первый план выдвигаются задачи национального возрождения его культуры, в том числе архитектуры. Происходящий в республике процесс суверенизации и усиление самознания  поднимают роль изучения прошлого. Это позволяет в полной мере оценить актуальность направленного изучения, с целью устранения существующего пробела в исторической и особенно профессиональной  литературе по истории развития архитектуры и  градостроительства Астаны (Акмолы) с 1830-1991гг.                                                                

Представленное исследование охватывает широкий круг рассматриваемых вопросов, относящихся к исследованию, развитию архитектуры жилых, общественных зданий и сооружений с выявлением в нем творческих принципов и  использования в современной градостроительной и архитектурной практике.

Интерес к прошлому города Астаны, новой столицы Республики Казахстан, предопределяет необходимость комплексного подхода к исследованию её истории. В различных статьях, научно-популярных изданиях и энциклопедиях, посвящённых Астане (Акмоле), раскрываются исторические, социально-экономические, политические, культурные аспекты её возникновения и развития, освещаются  вопросы экологии, фауны  и флоры. Однако, вне поля зрения исследователей осталась история строительства города, развитие генеральных планов, процессы формирования градостроительных узлов и архитектурных ансамблей, возведение зданий и сооружений. Не затронуты вопросы тенденций их дальнейшего формирования.

Со строительством Целинограда, как центра целинного края, а затем новой столицы РК - Астаны, многие памятники архитектуры города частично были снесены из-за  ветхости сооружений, но в основном из-за недопонимания их историко-культурной ценности, как памятников архитектуры и градостроительства.

В связи с вышеизложенным, исследование начальных этапов развития архитектуры Акмолы 1830-1991гг. представляется весьма актуальным. Следующий этап – период развития архитектуры суверенного Казахстана – заслуживает отдельного исследования.

Степень изученности проблемы.  До настоящего времени памятникам архитектуры Астаны уделялось относительно недостаточно внимания. Они изучались историками, этнографами, архитекторами, работы которых публиковались в отдельных статьях.

 Среди работ, посвященных истории Астаны, нет специального исследования, посвященного изучению  градостроительства, архитектуры жилых и общественных зданий  и сооружений периода с 1830-1991-й годы.

Первые  сведения  об архитектурных  памятниках  Приишимья  встречаются  в  трудах  учёных  XVIIIIХвв.  (С.У.  Ремезов,  Н. И.. Рычков, Н.Витзен, Г.Ф.Генс)  и востоковедов (Г.И.Спасский, И.П.Шангин,  С.Б.Броневский, А. И. Левшин, Г.Е. Катанаев и др.). На одной из первых карт Сары Арки - «Чертёж  всех  Сибирских градов и земель» в долинах рек  Ишима и Нуры обозначены  древние  строения. В 1762  году  в  «Топографии  Оренбургской» Н.И. Рычков упоминает о мечети, находящейся среди  развалин  города Татыгая.

 В  1816  году нженер-горняк И.П. Шангин провёл  натурные  обследования и открыл на реке Ишим остатки нескольких поселений.  Он   составил чертежи древних  памятников оборонного зодчества, культовой архитектуры, инженерного  искусства, дающие представление об уровне строительной культуры  древнего  Приишимья.

Экспедиция  под  руководством  А.Н. Шахматова  в  1831  году  провела  обследования руин древних развалин на земляном холме, расположенном  в  междуречье  Ишима  и  Нуры.  А.Н. Шахматов  дал  полное  описание  и  восстановил  по  сохранившимся  элементам  габариты  сооружения  в  плане. В путевых дневниках Ч. Валиханова  встречаются описания  и  зарисовки  с  сооружения  Татыгай,  которые  очень  близки с данными А.Н.Шахматова. Археологические  экспедиции  академика  АН Казахской ССР  А.Х. Маргулана (1947-1974 гг.) на этом месте уже  никаких сооружений, кроме фрагментов кирпичной кладки стен не обнаружили.

Горный инженер А.А.Козырев, составивший еще до революции «Гидрологическое описание южной части Акмолинской области» сообщал, что при поездках его поражало обилие курганов, разбросанных по Акмолинскому уезду, особенно в южной части, начиная с левого берега Ишима. Остатки укрепленного поселения были обнаружены Л.Ф.Семеновым в 1930 году  близ Акмолинска (ныне Астана)  в урочище Бузок. Обследованное   им  городище представляло собой три площадки, обнесенные валом.  

  Литературно-исследовательскими  работами  по  истории  края  и  города  Акмолы  известен  краевед  и  журналист  А.Ф. Дубицкий. Его книги: «Акмола - город славный», «Где течет Ишим», «Город на Ишиме», «Пройдемся по улицам Целинограда» и другие публикации долгое время были   единственными  источниками, из  которых  широкий  круг  читателей  черпал сведения о дореволюционном прошлом и советском периоде  Акмолинска.   

Своими исследовательскими  работами  по  изучению истории архитектуры города известны кандидаты архитектуры: А.Ш.Чиканаев, Р.У.Чекаева, А.А.Копп, архитекторы Н.В.Антончев, Л.А.Антончева, С.С. Джамбулатов  и В.И.Гармидер. Под руководством этих архитекторов в 70-80-х годах  проводился  большой  объём  исследовательских  работ  по  обмерам архитектурных памятников,  представляющих историческую и культурную ценность.

В 1995 году вышла энциклопедия «Акмола», изданная  группой ученых и литераторов. В ней авторы отражают данные по истории, культуре города  и личностях, внесших значительный  вклад в развитие Целинного края.

В 1998 году вышла книга «История Акмолы: ХIХ - начала ХХ века», авторы Ж.К.Касымбаев, Н.Ж.Агубаев. Книга посвящена истории возникновения и развития Акмолы. Авторы освещают политическую, социально-экономическую и культурную историю города.    

С 1999г. в городище Бузок, расположенном ныне в черте города Астаны, развернулись археологические исследования под началом казахстанского ученого-археолога К.А.Акишева. Данное городище свидетельствует о заселении местности Акмолы с древних времен.

В книге Б.А.Глаудинова «История архитектуры Казахстана: с древнейших времен до начала ХХ века» автор, рассматривая городской тип жилья, дает характеристику двух жилых домов в Акмолинске - купцов В.Кубрина  и  П.Моисеева.

В 2000 году вышла монография  архитектора Н.Г.Аужанова «Астана-прыжок в ХХI век», где раскрываются градостроительные аспекты развития города.

Архитектурно-планировочные аспекты развития сел и населенных пунктов Северного Казахстана раскрыты в трудах докторов архитектуры: А.А.Корниловой, В.А.Лаптева, кандидата архитектуры В.В.Тоскиной.                          

В 2005 году архитектором Р.У.Чекаевой издана монография «Константино-Еленинский кафедральный  храм». Издание посвящено истории развития и строительства церквей в целом и, в особенности, Константино-Еленинскому кафедральному  храму города Астаны. Уделено внимание проблемам  сохранения памятников архитектуры.

Автором представленной  работы с 1995 по 2008 годы также проводились исследовательские работы. Результаты исследований отражены

в  сборниках  КазГАСА,  ПГСА,  ЕНУ  и  других  изданиях.

Цель исследования:

          -  анализ становления и эволюции архитектуры Астаны (Акмолы) рассматриваемого периода;                                                

          - выявление общих черт и региональных особенностей  градостроительства, архитектуры жилых и общественных зданий Астаны (Акмолы) в период  с 1830-х – 1991-й  годы;

         - исследование в натуре сохранившихся памятников архитектуры.

Задачи исследования:

          -  определить влияние исторических факторов, природной среды и климата на  формирование и развитие архитектуры города Астаны (Акмолы) с 1830-х    1991 –й  годы;

          - составить наиболее полное хронологическое описание развития архитектуры Астаны (Акмолы) в период с 1830-х    1991 –й  годы, исследуя   ранее не освещенные и малоизученные здания и сооружения;

          -   проанализировать особенности формирования и развития планировки  города  Астаны (Акмолы), определить специфические принципы и задачи проектирования;

          -  исследовать общие закономерности и региональные особенности развития архитектуры жилых и общественных зданий в период с 1830-х    1991–й годы на основе комплексного анализа наиболее выдающихся и характерных построек;

          - проанализировать выявленный фактический материал, провести систематизацию и классификацию зданий и сооружений;

Объект исследования  - градостроительство, архитектура жилых и общественных зданий Астаны (Акмолы) с 1830-х  - 1991-й годы.

Предмет исследования:

          -  история  становления  и развития  города;

          -  этапы  формирования  планировочной  структуры  города  Астаны;

               -  выявление и  систематизация идей  и  принципов,  заложенных  в

     основу  генеральных  планов; 

          -  классификация архитектуры зданий и сооружений  рассматриваемого периода;

- общие и региональные особенности архитектуры жилых и общественных зданий  и  сооружений;

Хронологические пределы. Рассматриваемый период исследования подразделяется на следующие этапы:

        1 этап - 1830 - 1930 гг. -  дореволюционный этап развития архитектуры. Первые годы советской власти сопровождались гражданской войной, голодом  и  разрухой,  поэтому до 1930 г. архитектура города не развивалась;    

        2 этап - 1930 -  1991 гг. – советский этап развития архитектуры.   

Географические границы - в современных административных границах г. Астаны.

Методика исследования основана на системном анализе объектов исследования, композиционно-графическом анализе планировки города, с использованием обмеров и научных обобщений. Работа построена на целостном охвате обширного фактического материала, собранного автором в результате изучения материалов государственного архива, аналитического обзора научной литературы, а также сведений из личного архива автора, собранных в процессе натурных исследований.

Научная новизна исследования  заключается в следующем:

          - впервые детально и комплексно рассматривается развитие архитектуры и градостроительства, прослежены этапы развития генеральных планов в период с 1830 по 1991 годы;

          - впервые детально рассматриваются архитектурно-планировочные  композиции жилых и общественных зданий и сооружений с 1830 по 1991 годы;

         - выявляются региональные особенности, влияющие на градостроительные тенденции и архитектурно - планировочные решения зданий и сооружений  рассматриваемого периода;

         -   впервые выявлено более  60 зданий и сооружений, важных для исследования процесса эволюции архитектуры Астаны;

          - впервые составлена классификация зданий и сооружений  рассматриваемого периода;

Практическая значимость. Выводы и рекомендации, полученные в исследовании, могут быть использованы:

- в современной проектной практике архитекторами  и градостроителями Астаны;

           -  при реставрации и реконструкции памятников архитектуры РК;

           - при составлении каталога   и  для  разработки «Свода памятников истории, культуры и архитектуры РК»;

           - при проведении обмерной практики для студентов специальности «Архитектура», «Дизайн интерьера»;

           - при разработке паспортов и учетных карточек на памятники архитектуры РК;

   - в качестве основы для учебных курсов по истории  архитектуры и градостроительства Казахстана в разделе изучении архитектуры Северного Казахстана(Астаны);

- в научных трудах обобщающего характера по истории архитектуры рассматриваемого региона;

   -  при разработке туристических маршрутов РК.

 На защиту выносится:

           - общие закономерности формирования и тенденции развития градостроительства, архитектуры  жилых и общественных зданий, задачи  проектирования в каждом рассматриваемом периоде;

         - региональные особенности  развития градостроительства и архитектуры жилых и общественных зданий в период  с 1830-х-1991-й гг;

         -  классификация архитектуры  зданий и  сооружений рассматриваемого периода. 

Апробация и внедрение научных результатов исследования в практику осуществлялось в следующих формах:                                                             

        - по заданию  общества охраны памятников  разработаны паспорта и учетные карточки  памятников архитектуры г. Астаны для принятия  их под охрану и государственный учет. Получен акт о внедрении.

В учебной и научно- методической работе:    

         - в научной работе  по теме «Выявление  и  исследование  памятников архитектуры г. Астаны и  Северного Казахстана» на кафедре «Архитектура» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева;  

          - при руководстве дипломным проектированием, обмерной и производственной практикой в 2000-2007 гг. студентов кафедры «Архитектура» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева;

Основные научные положения и результаты изложены в докладах на 8  научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано  12  работ, в том числе 6 в сборниках рекомендованных Комитетом  МО и Н РК.    

Структура и объем  работы.

Диссертация включает в себя  введение, три раздела, заключение, список использованных источников - 122 наименования и приложения, представленные в виде графических работ.

                      

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

1    История   становления  и  развития  Астаны (Акмолы)

1830 - 1930  гг.

 

История становлення и развития архитектуры региона рассматриваемого периода  связана с присоединением Казахстана к России.  В первый период историко-социальными условиями  возникновения  поселения явились  следующие причины:

-     освоение природных ресурсов региона;

-   необходимость наличия опорных  пунктов на территории Казахстана с целью  расширения и укрепления Российских границ;

Начиная с 20-х годов ХIХ века колонизация киргизских степей, как именовался тогда Казахстан, становится для царского правительства делом первостепенной важности. Необходимость наличия опорных  пунктов и торговых точек на территории Казахстана способствовала  основанию царским правительством ряда городов, таких, как Уральск - 1613г., Семипалатинск - 1656 г., Петропавловск - 1752 г., Павлодар - 1756 г., Акмола - 1830 г.,  Казалинск - 1853 г., Верный (ныне Алматы) - 1854 г., Актюбинск - 1869 г., и др.

         Как известно из истории, многие города возникали на пересечении крупных рек с древними караванными путями,  и город Акмола не был исключением. Будущий город возник на северной ветке Великого шелкового пути, связывавшей Урал и Сибирь с Центральной и Средней Азией. Отрядом полковника Ф. Шубина в 1830 г. на высоком правом берегу р.Ишим было основано укрепление Акмола. Через два года, 22 августа 1832 года, были открыты Акмолинский внешний округ и Акмолинский приказ. Укрепление получило статус города с названием Акмолинск. Это название город сохранял вплоть до 1961 года.

Впоследствии Акмолинск превратился в крупный центр торговли и сборный пункт караванов, шедших из Центральной и Средней Азии в Европейскую и Азиатскую части России и в обратном направлении. Быстрому развитию города способствовали строительство железной дороги, а также получение городом статуса областного центра (с 1939 г.), освоение целинных и залежных земель (1954, 1957, 1960-1965 гг.).

Сороковые годы XIX века были годами усиленного строительства так называе­мой второй линии военных укреплений. Первоначальным ядром таких поселений являлась военная крепость, вокруг которой, как правило, размещались казачьи станицы и так называемые татарские слободки. Затем, по мере роста поселения, возникал административный центр города, где располагались, главным образом, обществен­ные, культовые здания и жилые дома царских чиновников и богатых горожан.

          В 1840 году Омским инженерным  укреплением  был  разработан первый генеральный план Акмолинской крепости под руководством  инженер-полковника А.В.Белокопытова, а чертеж выполнил кондуктор 1-го класса М. Иванов (1839-1840г.г). Строго в соответствии с утвержденными проектами и чертежами возводились военные и гражданские объекты.

В  1840-1850  годы  со  строительством  военного  укрепления  произошла  полная  перепланировка  и  реконструкция  поселения  окружного  приказа. Организовалось  новое  поселение  с  гибким  функциональным  зонированием,  определившим  три  зоны:  первая - центр  поселения,  застраиваемый административными  и общественными  зданиями:  дом  приказа,  лазарет  со  службами,  дом  гражданских  чиновников  и  др.; вторая - жилые  кварталы,  охватившие  кольцом  центр  поселения; третья - оборонительные, военные и инженерные сооружения,  возводимые  по  периметру.

По мере присоединения казахских земель к России и роста торгово-экономических связей происходило увеличение роста населения города,  в основном за счет переселенцев из российских губерний. Меновые дворы, служившие раньше цен­трами торговли, в первой четверти XIX века теряют свое значение; их сменяют многочис­ленные ярмарки. Наиболее крупными ярмарками были  Ураль­ская, Оренбургская, Орская, Троицкая, Атбасарская, Акмолинская, Семипалатинская и Куяндинская.

В 1852 году при Акмолинской станице были учреждены две ежегодные ярмарки.  Константиновская во имя царя Константина и матери его Елены,  с 21 мая по 10 июня - в это время в Акмолу приходили караваны  из Ташкента и Петропавловска. 2-я ярмарка была учреждена с 26 октября по 10 ноября во имя св. Дмитрия Солунского. По данным 1895г. в «Акмолинской области существовало более 40 ярмарок». Ярмарки Акмолинской области способствовали дальнейшему развитию торговли в Казахстане и обеспечивали успешное проникновение российского и иностранного капитала в среднеазиатские районы.

       Весь период существования проектирование и строительство Акмолинского укрепления велось под контролем главного инженерного управления России. Наиболее сложные и ответственные инженерные решения  зданий и сооружений утверждались генерал-инспектором инженерной части, генерал-адъютантом Э. И. Тотлебеном (1818-1884гг.), выдающимся  военным инженером XIX века. Большой вклад в проектирование и строительство Акмолинского  укрепления внёс военный  инженер Г.А.Воротников - это видно по отчётным  чертежам  и  работам, произведённым  в 1855-1865 гг.

      В 1857 году был разработан генеральный план Акмолинского  укрепления  «с показанием  расширения,  выгоднейшего  применения  системы  расположения его на местности». На генеральном плане, кроме крепости были нанесены  подъездные дороги  и  упорядочена  сложившаяся  вокруг  крепости  структура  посада,  включающая  казачью  станицу,  солдатскую,  татарскую и  джатакскую (казахскую) слободки.

Официально  Акмолинск  был  объявлен  окружным  городом  16 июля  1863  года. В  середине  60-х  годов  ХIХ  века  Акмола  занимала  площадь  в  25 квадратных  верст.

 В  1863-1864  гг.  завершился  сложный  процесс  присоединения  Казахстана  к  России.  Молодая  русская  буржуазия  в  этот  период  искала  дешевые  источники  сырья,  рвалась  на  доступные  ей  рынки  сбыта  товаров. В  1864  году  в  городе  насчитывалось  37  казенных  зданий,  в  большинстве  своем  построенные  из  сырцового  кирпича,  365  частных  деревянных  домов  и  82  торговые  лавки.  За  укреплением  находились  солдатская и  татарская  слободки  и  станица  Акмолинская  (казацкая).

Архитектор  области  Сибирских  киргизов  П.С.Дрягин  в  1866  году  провёл  обследование  Акмолинска. Он  соединил  крепость,  слободку  и  станицу  в  единое  пространство  вокруг  площади.  Композиционным  центром  застройки  стала  церковь.  Город  представлял собой  большое  количество  мелких  улиц  и  кварталов.  Именно  поэтому  этот  план  в  1867  году    был  признан  неудобным  и  в  1868  году  был  отправлен  «на  пересоставление».

Официально Акмола (г.Акмолинск) в соответствии с Временным  положением об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской  областях приобрела в 1868 году статус областного города. Именно в этот период начался огромный экономический, историко-культурный подьем, что послужило росту строительства и развитию архитектуры.

В 1876 году землемером межевой партии Сибирского казачьего войска Н.Л. Боярским был составлен натурный план города Акмолинска и отводимых ему прилегающих территорий. По этому плану земли составляли 8172 десятины 2069 саженей, в т.ч.: селитебная территория - 249 десятин 740 саженей; остальное - выгоны, пашни, огороды, сенокосы, во­доемы, дороги. Планировочная структура города по этому плану сохраняла прямоугольную сеть улиц. В центре поселения - площадь, от которой во все стороны под прямым углом отходили улицы, образуя небольшие кварталы.

В 1880 году был составлен еще один план города. В это время зна­чительно увеличился объем товарооборота, возросло количество населе­ния за счет переселенцев и ссыльных из России. В самой  крепости  в  1880  году  по  инициативе начальника  воинского отряда  И.Трегубенко  вместе с субалтерн-офицером К.Жузловым на территории нынешнего  стадиона  имени К. Мунайтпасова был  разбит  так  называемый Солдатский сад. Владелец аптеки С.Путилов с гражданами города посадил Заишимский  парк-питомник на левом берегу Ишима (ныне ПКиО).

Строительство Акмолинска в конце XIX и начале ХХ века велось по плану 1881 года,  составленному младшим землемером Томской губернии чертежником господином Г.Трофимовым. Это был первый официально утвержденный властями генеральный план города.  По данному генплану в го­роде запроектировано 38 кварталов, в слободке - 17, в казачьем фордштате - 44 и в крепости - 16. Застройка города пополнилась новыми зданиями: городской управы, пожарной каланчи, каменного Александро-Невского собора, купеческих особняков, магазинов, складских помещений. На центральной площади были построены  гостиные дворы, а при городской управе открылась первая общественная библиотека, пустыри вокруг бывшего укрепления были отданы под разбивку городского сада. Местом отдыха горожан становится левый берег реки Ишим, где в настоящее время расположен городской парк. В 1893 году по инициативе уездного начальника подполковника И.Троицкого у Ишима закладывается городской парк.

В  конце  XIX  века  началось  массовое  переселение  российских  крестьян  на  территорию  Казахстана. В 1886-1891 годы имели место административно-судебные  реформы, шло промышленное  освоение  казахских  земель. Новый  этап  переселения  начался  в   начале  90-х гг. XIXв.,  когда  голод  охватил  многие  российские  губернии, и  в это же время  началось  строительство Транссибирской  магистрали.

  Общий процесс роста городов и городского населения, сопровождавший развитие капита­лизма в России, был характерным и для Казах­стана второй половины XIX века. Если в начале XIX века количество городов в Казахстане не превышало десяти, то в 90-х годах их уже бы­ло более 15.

    В 1910 году была введена должность главного архитектора города, им стал архитектор А. Д. Павлович, автор купеческого  особняка купца  П.Г.Моисеева. Дальнейшее проектирование и строительство объектов Акмолинска до 1917 года велось при его непосредственном участии и надзоре. Застройка  города   конца  XIX  и  начала  XX  веков  производилась  в  соответствии   с  генеральным  планом  и  строго  по  утверждённым  проектам.

В процессе анализа планировки и застройки  города конца XIX  и  начала XX веков - периода архитектурного расцвета Акмолинска –  выявлено, что были разработаны несколько  планов застройки территории.

Жилая архитектура. В результате воплощения в жизнь "временных правил"  вместе с переселенцами в Казахстан пришли и традиции  деревянного и каменного зодчества.  Они привезли  с собой самобытную архитектуру своих регионов, которая претерпела изменения  в архитектурно –планировочном решении в связи с климатическими условиями. Богатые купцы  строили 1-2-х этажные деревянные и каменные особняки, общественные здания, культовые сооружения, торговые ряды, школы,  магазины  и т.д.

По архитектурно-планировочным и функциональным особенностям обследованные жилые дома ХIХ начала ХХ веков, можно разделить на 5 типов: 

- одноэтажные жилые срубные дома «Г»-образной формы с хозяйственными постройками, так называемый тип «Глаголь»; 

- 1-2-х этажные смешанные, 1-й этаж из кирпича, 2-й этаж из сруба; 

- 2-х этажные жилые многокомнатные дома «кирпичного» стиля;

- деревянные дома прямоугольной или квадратной формы с коридорной системой;

- 2-х этажные многокомнатные жилые дома в стиле «Модерн» или «Эклектика».

Заметному подъему экономики Казахстана, происходившему во второй половине XIX и начале XX века, соответствует значительное развитие строительной деятельности. В этот период в  городе  развернулось  строительство  деревянных и каменных  купеческих  особняков, культовых зданий (мечети, церкви), медресе, школы, торговые конто­ры. Строили   административные и общественные здания, магазины, бани, боль­ницы.

Октябрьская  социалистическая революция 1917 года привела к смене политического строя, упадку производственных сил во всех отраслях экономики. Данный период можно оценить, как период застоя в строительстве, архитектуре и градостроительстве.    

 

2       Развитие архитектуры Астаны (Акмолинска –

          Целинограда) 1930 - 1991 гг.

 

Строительство первой в Казахстане железнодорожной линии Боровое - Акмолинск, а затем  железной дороги Акмолинск – Карталы дало мощный толчок развитию промышленности города. Со строительством железной дороги были построены фабрично-заводские здания, железнодо­рожные вокзалы, промышленно-складские объекты и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в город были эвакуированы промышленные предприятия, положившие начало индустриальному этапу развития Акмолинска.

В этот период новое строительство осуществлялось по проектам, крупнейших проектных институтов, где решались вопросы комплексного проектирования с  учетом функционального зонирования.

Середина 1950-х годов  ознаменовано началом начало больших политических и экономических реформ в Советском Союзе. Правительство во главе с Председателем Коммунистической партии Н.С.Хрущевым приступило к решению новых политических и хозяйственных реформ, которые затронули и социальные проблемы. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР  «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства» (от 23 августа 1955 года) и «Об устранении излишеств   в   проектировании и строительстве (от 4 ноября 1955 года) определили начало нового этапа развития архитектурно-строительного дела.

К  1954  году  Астана в  планировочном  отношении  полностью  сохранила  сложившуюся  квартальную  застройку  и  состояла  из  самого  города  и  пристанционного  поселка,  развивавшегося  вдоль  железной  дороги  в  северо-западном  направлении. Преобладающая  часть  городской  территории  была  занята  улицами,  проездами,  площадями,  что  превышало  нормативные  требования в 3 раза.  Широкие  улицы  (до 40 м.)  образовали  чрезмерно  малые  кварталы  (от  0,6  до  2  га). 

В годы освоения «целинных и залежных земель» Акмолинск оказывался в географическом центре огромного «целинного края» и  становился его административным центром. Освоение «целинных и залежных земель» проходило в три этапа: 1-этап - 1954-1956гг.; 2-этап-1957-1960 гг.; 3-этап - 1961-1965 гг.

В 1957 году Совет Министров КазССР утвердил проект планировки  города до 1975 года (архитекторы Е.К.Дятлов, В.Ш.Гершберг, Н.Л.Розенберг). В основу его планировочной структуры было положено стремление к укрупнению жилых кварталов, четкому определению характера магистралей, созданию городского центра и связей между отдельными частями города. В соответствии с этим генпланом застройка осуществлялась более крупными кварталами – особенно в пристанционном районе – осуществлена городская магистраль ул. Мира, связывающая район вокзала с центром города, началась пробивка ул. Спортивной (сейчас ул. Сарыарка), являющейся дублером улицы Мира (Бейбитшилик). Город должен был развиваться в сторону железнодорожной станции в  западном  и  незначительно  в  юго-восточном  направлении на свободной территории.

В декабре 1960  года,  Акмолинску  был  присвоен  статус  центра  Целины  и  20 марта  1961 г. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР прежний Акмолинск был  переименован  в  город  Целиноград. В связи с непригодностью проекта 1957 года, в  1962-1963 году  был разработан новый генеральный план г. Целинограда.

По проекту 1962  года  город  Целиноград -  линейный  город  с  параллельным  последовательным размещением  зон: промышленной, селитебной и зоны отдыха. Мировой архитектурной общественностью генеральный план г. Целинограда был признан классическим примером концепции линейно-полосового   развития планировочной структуры города.

Одной  из  наиболее  крупных  градостроительных  работ  80-х  годов  явилось  создание  центра  города,  который формировался по проекту   детальной  планировки,  разработанному в 1978–80 годах  архитекторами института «Целингорсельпроект» (В.Ф.Тоскин - руководитель, Е.И.Мержиевский,  Е.Я. Карпенко). В  основе  структуры  центра были  развиты  принципы, заложенные ленинградскими  архитекторами  в  первоначальном  проекте  первой  очереди строительства. При  этом  найдены  принципиально  новые  решения  дальнейшего  развития  и  формирования,  пространственно  связанных  в  единую  структурную  систему  ансамблей  центра  города -  как  градостроительного  комплекса,  главным  композиционным  ядром  которого является  ансамбль  площади.

Город рассматривался, как система ансамблей площадей и улиц, призванных  отразить величие и красоту социалистической эпохи. Для этого периода характерен принцип расположения общественных зданий городского  значения на основных  транспортних  магистралях  города  в  виде  создания  архитектурно - планировочных узлов. Строительство велось как по типовым, так и по индивидуальным проектам.

В 1987 году было принято решение пересмотреть Генплан-1962 г. Существующий Генплан был доработан проектной организацией Казгипроград и принят в качестве официального Генерального плана города Целинограда. По генплану город делился на: 1.общегородской центр, 2. районный центр, 3. дачные массивы, 4. вокзал, 5. промышленные территории.

   В новом генплане  сохранились основные направления развития территории города, а именно: основная направленность развития города оставалась ограниченной правобережьем реки Ишим; концепция линейно-полосового зонирования была принята при параллельном создании буферной зоной вдоль берегов р. Ишим.

К 1987 году юго-восточные и юго-западные окраины города  вдоль русла реки были освоены под дачи. Согласно новому плану на этих землях предполагалось разместить парковую зону. Помимо этого, были разграничены пространственные  функции  для осуществления контроля и предотвращения строительства новых промышленных предприятий в черте жилых районов. Генплан 1987 года  исключил из своей  концепции перенос центра в сторону Соленой балки (где в настоящее время расположены Министерство внутренних дел и Католическая церковь). Вследствие  такого подхода, центр города предполагалось оставить на старом месте, где он располагается и по сей день.

При рассмотрении формирования архитектуры жилья в довоенный период были выделены следующие особенности: разработка типов жилых домов, отвечающих местным природно-климатическим условиям, т.е. защита жилья от сильных ветров в зимний период и перегрева в летнее время. Для этого необходимо соблюдение ориентации помещений с учетом планировочных  решений. Все эти  требования были  учтены в жилых домах расположенных: по проспекту Победы, улице Монина, улице Кенесары. В  жилищном строительстве применяются унифицированные изделия: лестничные ступени, заполнение дверных и оконных переплетов, плит перекрытий, что позволило  ускоренному ведению строительства.

На основе приобретенного опыта в 1956 году  в Казгипросельстрое были разработаны серии камышитовых жилых домов, которые нашли широкое распространение в республике (арх. М.Гура, Ким До Сен, Н.Попова, В.Гусев, В.Филатов). Внедрение новой техники позволило отказаться от покомнатного заселения квартир. Поэтому требовался пересмотр, уменьшение существующей нормы проектирования и разработка новых типов квартир, исходя из расчета потребностей только одной семьи. Эти квартиры, в отличие от старых получили наименование «малометражных квартир». В Казахстане 1957-1958гг. институтом Казгорстройпроект были разработаны  первые типовые проекты с малометражными квартирами (жилые дома по ул. Иманова, Брусиловского и др.).

С первых лет Советской власти большое внимание уделялось строительству  общественных зданий и прежде всего построек  массового  типа. Новые школьные здания строились по  типовым проектам, разработанным  постановлением Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школьном строительстве национальных меньшинств», подтвердившим право всех национальностей открывать учебные заведения.

Архитектура общественных зданий в  1960-х  -1991-й гг.

Формирование и развитие архитектуры общественных зданий и сооружений  рассматриваемого периода проходило через несколько этапов:

          - строительство общественных зданий и сооружений, в проекты которых внесены некоторые изменения. Архитектура этих зданий и сооружений сохраняло некоторую схематизацию форм, восходящих к классической традиции ( конец 1950-х – начало1960 –х годов);

           - строительство зданий и сооружений, архитектура которых полностью отражало новые принципы советской архитектуры (вторая половина 1960-х годов);

- характерен принцип расположения общественных зданий городского  значения на основных транспортних магистралях города в виде создания архитектурно-планировочных узлов, комплексов и архитектурных площадей;

           - для первой половины 70-х годов характерно строительство общественных зданий различного назначения с большим использованием стекла, с применением легких ограждающих  навесных панелей на первом этаже и использованием стеклянных витражей;

- со второй половины 1970-х годов  возобновилось строительство уникальных общественных зданий по индивидуально разработанным проектам. Советские архитекторы уделяли внимание региональным и национальным традициям.

       При  исследовании зданий и сооружений была составлена следующая классификация:

- памятники   градостроительного искусства. Архитектурные комплексы и ансамбли, определяющие силуэт и панораму  города;

         - памятники  жилой архитектуры - городские  жилые дома и связанные с ними хозяйственные постройки, усадьбы, особняки;

- памятники гражданской  архитектуры - сооружения и комплексы общественного характера: административные  здания, учебные заведения, театры, музеи, клубы, библиотеки, больницы, научные учреждения, торговые помещения, вокзалы;

- памятники   культовой архитектуры - церкви, соборы, мечети и т.д;

- памятники военно-оборонительного зодчества - бастионы, башни;

 - памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства -набережные, мосты, мельницы, энергетические, складские и другие.    

 

3    Региональные особенности  архитектуры  Астаны (Акмолы)   1830-1991  гг.

 

Первоначально города строились как фортификационные сооружения.  Военные проектировщики учитывали месторасположение, климатические условия, водные артерии  и рельеф местности. Русские градостроители внесли се­рьезные коррективы в отвлеченные схемы планов, разрабатывая их с уче­том рельефа, специфических особенностей местности и уровня военной оснащенности кочевников. Естественно, что все эти принципы нашли свое отражение в первом генеральном плане Акмолинского укрепления.

На формирование проектов застройки города оказали влияние следующие региональные факторы:

- крайне неблагоприятные  природно-климатические условия Акмолы- резко континентальный климат, сильные ветра круглогодичного цикла, перегрев летом и переохлаждение зимой;

- наличие естественных вод - реки Ишим и притоков  Ак булак  и  Сары  булак;

- почти плоский рельеф местности и скудная растительность;

Неблагоприятные  природно-климатические условия Акмолы потребовали от архитекторов-проектировщиков своеобразного решения планировки города, отдельных  жилых домов и кварталов. В решение создания  архитектурно-строительной структуры города были заложены следующие средства: компактная застройка города; использование зеленых насаждений; смягчение микроклимата за счет - реки Ишим.

При проектировании очень важна компактность жилой застройки для защиты от ветров, рациональное размещение сетей обслуживания, оптимальная организация транспортных путей между производством и жильем. Очень важна система озеленения в городе для создания микроклимата и экономии при прокладке инженерных коммуникаций. Решение с  учетом всех этих средств создавала хорошие условия для проживания жителей города.

Этим проектом предусматривалось развитие города на свободном, юго-восточном направлении. Параллельно с созданием новых районов должна была застраиваться и реконструироваться старая часть города. Схема функционального зонирования оставалась с параллельным размещением зон отдыха, селитьбы и промышленности.

Целиноград стал образцово-теоретическим городом, отражающим принципы советской градостроительной школы.

Практика проектирования и строительства Целинограда  является наиболее характерным примером учета местных природно-климатических условий: сильные (6-10 м/сек) холодные ветры юго-восточных румбов, отличающиеся большим постоянством (93% годового числа часов), повышенная солнечная радиация с пониженной влажностью воздуха до 10-15%.

 Для нейтрализации этих неблагоприятных условий проектом планировки предусматривались различные градостроительные приемы: создание внутри селитьбы и за ее пределами зеленых защитных            барьеров единой системы со стороны господствующих ветров; застройка замкнутыми группами, комплексами и др.

Целенаправленно и квалифицированно зеленое строительство осуществлялось  с 1961г., когда по решению Целинного крайисполкома был создан специализированный ремонтно-строительный участок «Зеленстрой». Он выполнял работы по озеленению территорий вокруг вводимых в эксплуатацию жилых домов и общественных зданий, а также частей улиц города.

В  генплане  1987 года были  учтены региональные особенности, с учетом  природно-климатических  условий: развитие города оставалось ограниченным   правобережьем реки Ишим;   концепция линейно-полосового зонирования была принята при параллельном создании буферной зоны вдоль берегов р. Ишим: восточные и западные окраины города  вдоль русла реки были освоены под дачи;  контроль и предотвращение строительства новых промышленных предприятий в черте жилых районов.

Суровые природно-климатические условия  оказали большую роль на  формирование архитектуры жилых и общественных зданий и сооружений  Акмолы. В условиях резко континентального климата, где продолжительность холодных дней  более 8 месяцев, а лета 3-4 месяца естественно повлияло на развитие архитектуры, особенно жилища.

В архитектурно- планировочном решении обследованные сырцовые жилые дворы  были 2-х типов:

     -      прямоугольной формы с хозяйственными пристройками

     -      квадратной формы с хозяйственными пристройками

Со второй половины 30-х годов  Х1Х в. архитекторы республики создавали новые типы жилых домов с учетом местных климатических условий. Природно-климатические особенности Северного Казахстана выдвигали свои специфические требования.

Были созданы многочисленные типы секций, учитывающих местные климатические условия. «Строительные нормы и правила», принятые в 1932 году, определили развитие типов квартир и жилых секций.  Квартиры должны  были оборудованы душевыми  или ванными комнатами, встроенными шкафами и антресолями. По нормам увеличивалась площадь комнат, количество и высота жилых и подсобных  помещений.

В рассматриваемый  период  утвердился массовый жилой дом секционного типа. Зданиями довоенного периода, выполненными по индивидуальным проектам являются: 18 квартирный жилой дом, расположенный по улице Кенесары, архитектурные ансамбли жилых домов  по улице Желтоксан  и Монина. Большое внимание уделялось  жилым домам, построенным в угловой части квартала, здесь площади квартир больше,  имели  дополнительные помещения (кладовые) и были снабжены мебелью (угловой дом  по ул. Желтоксан и Кенесары, по ул. Монина, и пр.Победы и др.). В этих жилых домах в решении фасадов использованы мотивы классических форм и национального орнамента: розетки, фризовые панно и т.д.

Громадный объем строительства требовал использование местных строительных материалов (камыша, самана, кирпича, черепицы). Серии камышитовых жилых домов нашли широкое распространение в республике. Жилые дома собирались из крупных камышитобетонных панелей размером на комнату (толщина панели 10-17см, вес 1 кв.м панели равен 160-180 кг.). Камышитовые дома  рассматриваемого периода были построены в районе Пединститута, по ул. Иманова, ул. Жуковского, ул. Кенесары, ул. Первомайской.

Практика проектирования показала, что общественные здания довоенного времени строились в основном внутри кварталов (детские сады, школы, торговые здания и предприятия бытового обслуживания). Это было связано с созданием кварталов, внутри которых общественные здания были защищены от неблагоприятных климатических условий. В этот период большое внимание уделялось строительству общественных зданий массового  типа с использованием упрощенных элементов классики.

Для  общественных зданий данного периода  характерны: использование орнаментального декора  и  применение в объемно-планировочном решении традиционных - полузакрытых двориков. Характерным примером использования полузакрытых двориков является Дворец  культуры  железнодорожников. Соединение  боковых крыльев здания колоннадой, образованной двумя рядами колонн, с классическим ордером, образовало своеобразный полузакрытый внутренний дворик, являющийся  приглашением  во  Дворец. На фасадах и интерьерах использованы элементы классики (колонны, капители). Все  это  свидетельствует о том, что автор учитывал использование элементов классики и  национальных традиций (стрельчатых арок, декоративных карнизов, розеток, порталов  и др.), а также  природно-климатические условия в создании внутреннего дворика при входной группе (полузакрытый внутренний дворик). Следующий пример - гостиница Ишим. П-образное  в плане с симметричной композицией главного фасада, с  коридорной системой. С восточной стороны гостиницы находится открытый внутренний дворик. Это место отдыха в летнее время он защищен от солнца и ветра главным западным фасадом. Архитекторы  при проектировании внутреннего дворика учитывали природно-климатические условия.

Для 2-ой  половины 1960-х  - 1991-х  гг. характерен  принцип   расположения общественных зданий городского  значения на основных  транспортных  магистралях  города  в  виде  создания  архитектурно - планировочных узлов. Для этого периода характерно строительство общественных зданий различного назначения с применением легких ограждающих  навесных панелей на первом этаже и с использованием стеклянных витражей от солнечного света. Характерным примером использования остекления на фасадах и современных строительных материалов (местный гранит) с новейшей аппаратурой  и использовании темы на местный  мотив (освоения целины и космоса) относятся:  Дворец культуры Целинников - самое крупное театральное здание Казахстана, гостиница «Москва», гастроном «Колос» и др..

Со второй половины 1970-х годов  возобновилось строительство уникальных общественных зданий по индивидуально разработанным проектам, советские архитекторы уделяли внимание региональным и национальным традициям. Все это было отражено в зданиях, построенных в этот период. Здание Дворца  «Жастар»,   в интерьере которого  широко  использованы произведения монументального искусства. Данное произведение композиционно решено как трехчастное (триптих): левая - моя Родина, правая - космический Казахстан, центральная - молодежь Казахстана. Основной идеей и темой мозаичного панно «Печать» и «Космос»- в здании полиграфкомбината - выражение   свободы   слова,  печати,  прогресса. Современность олицетворяют юноша и девушка на раскрытом фоне книги, которая является композиционным центром мозаичного панно «Печать». Следующее панно «Космос» олицетворяет собой прогресс науки и техники в образе  молодой девушки в национальном стиле.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

 

Проведенный анализ развития архитектуры Акмолы(Астаны) позволяет  отметить следующие основные результаты исследования:

           1. Местность Астаны была освоена с древнейших времен, о чем свидетельствуют памятники архитектуры городища Бузок. Особенно интенсивное освоение и развитие началось с присоединения  казахских земель к России. Тогда же с ростом торгово-экономических связей между Казахстаном и Россией, бывшее военное укрепление Акмолинск превратилось в торговый город.

            2. В период развития советской власти началось плановое освоение территории Казахстана, в том числе и Акмолы. Строительство первой в Казахстане железнодорожной линии Боровое - Акмолинск, а затем - железной дороги Акмолинск – Карталы, дало мощный толчок развитию промышленности города. Прокладка в 1929 году через Акмолинск железнодо­рожной линии Петропавловск - Караганда для вывоза карагандинского угля к строящимся индустриальным гигантам Урала пробудили Акмолинск к активности. С превращением Акмолинска в крупный железнодорожный узел (строительство ветки Акмолинск - Карталы - 1939 г.) усложнилась планировочная структура города.

    3. С первых лет Советской власти большое внимание уделялось строительству  общественных зданий и, прежде всего, зданий  массового  типа. Новые школьные здания строились по  типовым проектам, разработанным  постановлением Наркомпроса РСФСР от 31 октября 1918 г. «О школьном строительстве национальных меньшинств», подтвердившее право всех национальностей открывать учебные заведения.

 Типизация, уже широко применявшаяся в этот период в строительстве массовых жилых и культурно-бытовых зданий, частично проникла и в область строительства зрелищных и культурно-просветительских учреждений.

              4. Возводились  типовые  двух-трех-этажные  жилые  дома по улицам: Гете, Либкнехта, Первомайской, Монина, Проспект Победы ит.д.). Эти  жилые  дома,  как  научные  основы типизации  были заложены еще в 20-х годах  в работе группы, руководимой М. Гинзбургом, в Стройкоме РСФСР над проблемами массового жилища.

5. Одним из важных периодов развития жилья в довоенный период является разработка типов жилых домов, отвечающих местным природно-климатическим условиям, т.е. защита жилья от сильных ветров в зимний период и перегрева в летнее время. Для этого необходимо было соблюдение ориентации помещений с учетом планировочных  решений.

           6. В  1940-1950 годы строительство жилья продолжалось по периметральной или смешанной расстановкой  зданий. Примером могут служить жилые кварталы по ул. Кенесары, проспекту Победы, ул. Комсомольской и т.д. Внутри этих кварталов были  расположены детсады, школы, зона отдыха и хозяйственная. На фасадах жилых домов послевоенного времени широко использовались элементы классики. А, в жилых домах построенных по индивидуальному проекту, использовались элементы национального стиля: стрельчатая арка, портал, розетка.

7.  В развитии архитектуры общественных зданий в довоенный период получило  распространение строительство  Домов культуры, рабочих клубов и  школ.

 8. В 1956 году Совет Министров КазССР утвердил проект планировки  города до 1975 года (архитекторы Н.Е.Дятлов, В.Ш.Гершберг, Н.Л.Розенберг). В основу его планировочной структуры было положено стремление к укрупнению жилых кварталов, четкому определению характера магистралей, созданию городского центра и связей между отдельными частями города. В соответствии с этим генпланом застройка осуществлялась более крупными кварталами – особенно в пристанционном районе – осуществлена городская магистраль ул. Мира, связывающая район вокзала с центром города. Тогда же началась пробивка ул. Спортивной (сейчас ул. Сарыарка), являющейся дублером улицы Мира (ныне ул. Бейбитшилик).

Активное  развитие  градостроительства  и  архитектуры  в  городах  области  связано  с  годами  освоения  целинных  земель. Коренным  образом  менялись  социально-экономические  характеристики  жизни,  складывались  новые  подходы  и  решения  градостроительных  и  архитектурных  задач  при  формировании  городов  и  поселков  и,  в  первую  очередь,  Акмолинска,  оказавшегося  в  центре  событий,  преобразующих  край.

В  1957  году  институтом  «Казгипросельстрой» (архитекторы Е.Н. Дятлов, В.Ш. Гершберг, Н.Л. Розенберг)   разработан  проект  планировки  и  постройки  города.    В этом проекте, при сохранении прямоугольной сетки улиц, было  предусмотрено и  развитие  города  в  западном  и  незначительно  в  юго-восточном  направлении. 

9. В 1960 годах  велось  усовершенствование в жилищном строительстве существующих типовых домов, из крупноблочного строительства и крупнопанельного. Здесь вносились изменения с учетом природно-климатических условий  региона.

10. Город рассматривался, как система ансамблей площадей и улиц, призванных  отразить величие и красоту социалистической эпохи. Для этого периода характерен принцип расположения общественных зданий городского  значения на основных  транспортних  магистралях  города  в  виде  создания  архитектурно - планировочных узлов.

11. В Казахстане 1957-1958 гг. институтом Казгорстройпроект были разработаны  первые типовые проекты с малометражными квартирами. В планировочных решениях квартир, также произошли значительные изменения с учетом потребностей, рассчитанных  только на одну семью т.е. уменьшение площадей квартир с появленим «малометражных квартир».

          12. В 1962-1963 гг. согласно измененным перспективам раз­вития города составлен новый Генераль­ный план Целинограда институтами ЛенНИИ градостроительства и ЦНИИП градостроительства (архитекторы Г.Я. Гладштейн, В.А. Шквариков, В.И. Смирнов). Проектом предусматривалось развитие города на свободном, юго-восточном направлении. Параллельно с созданием новых районов должна была застраиваться и реконструироваться старая часть города.

         По проекту 1962  года  город  Целиноград -  линейный  город  с  параллельным - последовательным размещением зон: промышленной, селитебной, зоны отдыха.

13. В 1987 году было принято решение пересмотреть генплан 1962 г. Существующий генплан был доработан проектной организацией Казгипроград и принят в качестве официального генерального плана города Целинограда. В новом генплане  сохранились основные направления развития территории города. Город оставался ограниченным  правобережьем реки Ишим; концепция линейно-полосового зонирования была принята при параллельном создании буферной зоны вдоль берегов р.Ишим.

14. Практика проектирования и строительства Целинограда  является наиболее характерным примером учета местных природно-климатических условий. Для нейтрализации  неблагоприятных условий проектом планировки предусматривались различные градостроительные приемы- создание внутри селитьбы и за ее пределами зеленых защитных барьеров, единой системы со стороны господствующих ветров; застройка замкнутыми группами и комплексами и т.д..

15. Для дальнейшего развития архитектуры Астаны рекомендуется:

в области градостроительства:

-    сохранить  преемственность в градостроительных решениях;

   - дальнейшее развитие градостроительной структуры Астаны должно осуществляться в юго-восточном направлении, т.к. эта территория является наиболее благоприятной по экологическим характеристикам.

в проектировании жилища и общественных зданий:

-  для защиты жилых домов от воздействия неблагоприятных ветров (летом - пыль, зимой - холод), отдавать предпочтение полузамкнутым компактным жилым кварталам с внутренними дворами (с озеленением, местами отдыха, массовыми общественными зданиями (школы, детсады, магазины, бытовое обслуживание  и .т.д.);

-  необходимо учитывать малоэтажное (1-2 этажное)  строительство за чертой города,  как и делается во многих цивилизованных странах.;

-  при строительстве 2-3-х этажных коттеджных домов и «элитных жилых комплексов» необходимо учитывать их расположение в экологически чистой местности и создание функции высокого качества общественного обслуживания (магазины, транспорт и т.д.);

- при проектировании жилья необходимо учитывать природно-климатические условия (перегрев – летом, холод - зимой);

-   учесть защиту жилых домов и общественных зданий (детсад, школа, поликлиника  и др.), расположенных на транспортных магистралях от шума, запаха,  за счет удаления от дорог и озеленены (шумовая завеса);

- возможное разделение жилых массивов по степени престижности

районов и комфортности жилья;

- при проектировании жилья необходима разработка современных типов с учетом климатических условий, применением экологически чистых строительных материалов и т.д.

в области охраны памятников:

-  сохранение исторического наследия, памятников истории и

культуры, архитектуры и градостроительства;

-                определение их места  в функциональной и пространственной структуре города;

-                преемственное развитие планировочной структуры города(в исторической части и в новых районах);

-                обеспечение гармоничного сочетания исторической и новой застройки  в пространственной композиции города.

-  сохранение наиболее значимых исторических градостроительных узлов от разрушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ  РАБОТ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

 

1    Чекаев Ф.М., Чекаева Р.У. Современные  проблемы градостроительства. Актуальные  проблемы современного градостроительства // Сб. науч. тр. ХХХII Всероссийской науч.-техн. Конференции - Пенза: ПГАСА,2003,с 144-151.

 2    Чекаев Ф.М.,Чекаева Р.У., Садыкова С.Ш. Сохранение памятников архитектуры Астаны // Вестник КазГАСА, Алматы, 2004, №1(11) с.54-58.          

3   Чекаев Ф.М. К изучению градостроительных ансамблей Астаны // Вестник КазГАСА, Алматы, 2004, №2(12), С. 61-63.                                                                               

4   Чекаев Ф.М. Проблемы сохранения, реконструкции и реставрации градостроительных ансамблей Астаны // Международная научно-практическая конференция.  «Проблемы сохранения памятников материальной культуры» - Алматы, КазГАСА, 2005 - с.41-47.                                                                        

5    Чекаев Ф.М. О сохранении градостроительных систем прошлого // Вестник  КазГАСА. Алматы, 2005, №1(15) -  С.46-48.

6    Чекаев Ф.М. Проблемы развития городов у водных источников. Современная архитектура и строительство: проблемы и перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции. ЕНУ, Астана, 2006.с.31.     

7    Чекаев Ф.М.,А.Аткинсон,Асад Махрад и др. Развитие Астаны – Аль-Фараби. Современная архитектура и строительство: проблемы и перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции. ЕНУ, Астана, 2006.

8    Chekayeva R.,Chekayev F. «Astana architecturat monuments [Wooden monuments damage protection] // Program Book of the International Geotechnical Symposium (IGSS, 2007) «Geotehnical Engineering For Disaster Prevention & Reduction. 24-26th of July 2007. Yuzhno-Sakhalinsk,Russia.[Astana, Kazakhstan]. 

9     Чекаев Ф.М. Проблемы развития архитектуры в начале ХХ века (на примере Астаны) // Вестник ЕНУ, Астана, №3(49).2006.С. 313-320.

10   Чекаев Ф.М.Особенности зодчества Акмолинска // Вестник ЕНУ, Астана, №5(59), 2007.С. 216-224.

11 Чекаева Р.У., Быкова Е. Развитие архитектуры и градостроительного  формирования Астаны // Вестник ЕНУ, Астана, №6(60)2007.С. 123-127.

12 Чекаев Ф.М. Региональные особенности архитектуры общественных зданий Целинограда(Астаны) Х1Х-начала ХХ века.Современная архитектура, строительство и транспорт: состояние и перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Целиноградского инженерно-строительного института 12-13 мая 2009года.  Астана, 2009.С.131-133.

 

 

 

 

 

Түйіндеме

 

Чекаев Фарид Мнирович

 

1830-1991 жылдарғы Астананың (Ақмоланың)

сәулетінің бастауы және эволюциясы

 

18.00.01- Сәулеттің теориясы және тарихы, тарихи-сәулеттік мұраны қалпына келтіру және қайта құру. Сәулеткерлікке кандидат ғылым дәрежесін ізденуге арналған диссертация.

 

Ұсынылған зерттеу Астананың (Ақмоланың) 1830-1991 жж. кезеңіндегі қала құрылысы және тұрғындық және қоғамдық үйлері мен ғимараттарының сәулетінің тарихы мен дамуын зерттеуге қатысты мәселелердің кең ауқымын қамтиды.

Осы зерттеудің бірінші тарауы Астананың (Ақмоланың) 1830 жылдан 1991 жылға дейінгі кезеңдегі қала құрылысы және тұрғындық және қоғамдық үйлері мен ғимараттарының сәулетінің қалыптасуы мен эволюциясын талдауға бағышталған. Ақмола елді мекенінің пайда болу жағдайларына табиғи тарихи және әлеуметтік факторлардың ықпалы, оның сәулеті мен қала құрылысының дамуы айқындалады. Сәулеткерліктің тарихи ескерткіштерін кешенді талдау жүргізіледі.

Екінші тарауда қаланың 1930 жылдан 1991 жылға дейінгі сәулет пен қала құрылысының дамуының кеңестік кезеңі қарастырылады. Функционалдық-жоспарлаушылық және сәулеттік-кеңістіктің қала аясын қалыптастырудың қала құрылыстың ерекшеліктері талданады. Үйлер мен ғимараттарды зерттеу кезінде жіктеу жүргізілді: тұрғындық сәулеттің ескерткіштері; азаматтық қоғамдық сәулеттің ескерткіштері әкімшілік ғимараттар, оқу орындары, театрлар, мұражайлар, клубтар, кітапханалар, ауруханалар, ғылыми мекемелер, сауда ғимараттары, вокзалдар; табыну сәулетінің ескерткіштері; әскери-қорғаныстық сәулетшілік ескерткіштері; өнеркәсіптік сәулеттің ескерткіштері, инженерлік құрылғылар, қоймалық және басқа ғимараттар.

Үшінші тарау аймақтық ерекшеліктердің, табиғи ортаның және климаттың Ақмоланың сәулетшілігін қалыптастыруға бағышталған. Қолайсыз факторлардың ықпалын азайтудың және өмір сүрудің барынша жанға жайлы ортасын жасаудың қала құрылыстық және сәулеттік тәсілдері қарастырылды. Үйлер мен ғимараттардың көлемдік-жоспарлық үйлесіміне, сындарлы шешімдер мен сәулеттік-көркемдік ресімдеудің принциптеріне талдау жүргізіледі.

Қорытындыда сәулеткерлер, қала құрылысшылары, тарихшылар, өнертанушылар және басқа мамандар тәжірибеде қолдануы мүмкін жалпы тұжырымдар мен ұсыныстар берілген.

 

 

 

Summary  

 

Chekayev Farid Mnirovich

 

Sources and evolution of architecture

of Astana (Akmola) in  1830-1991.

 

18.00.01-Theory and history of architecture, restoration and reconstruction of historical-architectural hereditary. Dissertation for applying to architecture academic degree candidate.

 

Represented study covers broad circle of issues, referring to study of history and city planning development and architecture of dwelling and public building and constructions of Astana (Akmola) in the period of 1830-1991.

The first chapter of the present study is devoted to an analysis of establishing and evolution of the city planning and architecture of dwelling and public buildings and constructions of Astana (Akmola) from 1830 till 1930. There is determined an influence of naturally historical and social factors onto conditions of occurring of location Akmola, development of its architecture and city planning. Complex analysis of historical monuments of architecture is conducted.

In the second chapter soviet period of city architecture and planning is considered from 1930 till 1991. City planning characteristics of forming of functional-planning and architectural-dimensional urban environment are analyzed. At research of buildings and constructions there has been conducted classification: monuments of dwelling architecture; monuments of civil public architecture – administrative buildings, educational institutions, theaters, museums, clubs, libraries, hospitals, scientific institutions, trade buildings, stations; monuments of religious architecture; monuments of military-defensive art of building; monuments of industrial architecture, engineering constructions, warehouses and other constructions.

The third chapter is devoted to an influence of the regional characteristics, natural environment and climate onto forming of art of building of Akmolinsk. City planning and architectural methods of decreasing of influence of unfavorable factors and creation of maximally comfort surroundings have been considered. Analysis of spatial-planning arrangement of buildings and constructions, principles of constructive decisions and architectural-artistic design is conducted.

In summary there are given general conclusions and recommendations, which can be applied by architects, city planners, historians, art critics and other specialists in practice.