Автореферат Цой В.Г.


УДК 726.5/.6(043)                                                                                                                                                                                                                      На правах рукописи

                 

 

 

 

Цой Виктория Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА XIX- НАЧ. XXI  ВВ.

(эволюция, типология,  региональные особенности)

 

 

 

 

Специальность 18.00.01- Теория и история архитектуры, реставрация

и реконструкция историко   - архитектурного наследия.

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена

в Казахском национальном техническом университете им. К.И. Сатпаева

 

 

   Научный руководитель:

доктор архитектуры,

академик МААСВ, профессор                    АзимовИ.М.

                                    

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры,

академик МААСВ, профессор                    Абилов А.Ж.

 

доктор архитектуры,

профессор                                                 Самойлов К.И.

 

Ведущая организация:

Кыргызский государственный университет

строительства, транспорта и архитектуры

им. Н.Исанова  (КГУСТА)

 

Защита состоится: 30 апреля 2009 года в 10 часов на заседании

диссертационного Совета Д14.61.21 в Казахском

национальном техническом университете

имени К.И.Сатпаева.

по адресу:050013, г. Алматы, ул.Сатпаева 22,НК,

1этаж, конференц-зал, факс: 8-327-292-60-25.

 

 

С диссертацией можно ознакомиться

в библиотеке: Казахского национального технического

университета имени К.И.Сатпаева (КазНТУ), г.Алматы

 

 

 

Автореферат разослан  «28» марта 2009 г.

 

 

 

Ученый секретарь

    диссертационного совета 

    доктор архитектуры,

    профессор                                                                              Азимов И.М.

 

Актуальность исследования. Казахстан, исторически входящий в зону традиционного распространения ислама, уважительно относится к другим религиям, в том числе и православию. В настоящее время возрождение социально-культурного и духовного самоопределения населения республики стало причиной бурного роста культового зодчества.

Данное исследование необходимо для переосмысления роли дореволюционной церковной архитектуры, сохранения  культурного наследия и определения вектора дальнейшего развития этого рода построек.

Архитектура православных  зданий в культурно-историческом наследии многонационального и многоконфессионального казахстанского государства представляет собой одну из малоизученных областей зодчества страны. Сохранившиеся памятники православной архитектуры демонстрируют яркое проявление национально-религиозных традиций российской культуры поселенцев и ссыльных прошлых лет.

С целью воссоздания целостной картины православного конфессионального строительства на территории Казахстана выполнена настоящая работа.

Исследование объектов православного  зодчества представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и строительства новых церковных зданий. Сохранение исторических памятников, изучение национальных архитектурно-художественных традиций, является первостепенной задачей в деле восстановления преемственности современной церковной архитектуры и наследия прошлого.

Степень изученности. Тема исследования требует глубокого и всестороннего изучения. В работах казахстанских архитекторов, историков и искусствоведов ранее не проводилось комплексного анализа наследия православного зодчества. Современные исследования, касающиеся данной темы, имеют историко-архитектурную и теоретическую направленность, что получило отражение в ряде публикаций.

Среди историко-архитектурных исследований, затрагивающих, вопросы культового зодчества Казахстана следует отметить книги: «История Архитектуры Казахстана (с древних времен до начала ХХ века) том 1.Алматы, 1999г. профессора Б.А.Глаудинова, где подробно охарактеризованы некоторые православные постройки; «Свод памятников истории и культуры Казахстана», Каз. Энциклопедия , Алматы, 1994 г. ;  «Памятники истории и культуры г.Алматы» каталог документов. М.К. Козыбаев; Капанов А.К.

Исследования известных Казахстанских архитекторов Р.У. Чекаевой и иеромонаха  Агафангел, «Памятники архитектуры Астаны – рекомендации», Астана, изд. «Акмолинский ЦНТИ»,2000,20с.;  ТурекуловаТ., Турекуловой Н. «Вознесенский кафедральный собор». «Кумбез», Алматы, 2001, 272с. Елгин Ю.А. «Православное церковное зодчество юга Казахстана (XIX-начала XXвв.)».//К истории христианства в Средней Азии, Ташкент, изд. «Узбекистон»,1998,с270; Доцук. Е. «Собор над городом».//К истории христианства в Средней Азии, Ташкент, изд. «Узбекистон»,1998,с270.;  А.А.Кузнецов "Краткий исторический очерк г.Петропавловска Акмолинской области", 1913;  затрагивают данную тему в определенные временные и географические промежутки.

  Православные храмы, также, упоминаются в  анализе процесса архитектурно-художественного формообразования всего зодчества Казахстана в монографии К. И. Самойлова «Архитектура Казахстана ХХ века(Развитие архитектурно- художественных форм», изд. «М-АРи» дизайн,  2004. Очень ценна информация краеведа Проскурина В.   «Архитектурные памятники православия Семиречья /дореволюционный период/». В кн.: К истории христианства в Средней Азии/ XIX-XX в.в./. Ташкент, 1998.;

Особую группу источников составляют аналитические публикации, освещающие проблемы современного развития православной культуры. В числе их «Религии Казахстана»: Справочник. - Алматы: Эдiлет,1999 .-142с.; «Свет Православия в Казахстане» / Издание Алматинской епархии.- Алматы, 2000г.; Благовест / Уральская Православная епархия.- Уральск, 1999г. - Еженед.; Православная газета «ВЕДИ», в которой  часто  публикуются  краеведы  Ивлев Н. П., Самигулин, В. А.  (Из истории Свято-Вознесенского Кафедрального  Собора); Железняков Б.А. «Периодизация распространения христианства, причины его упадка» (Центральная Азия); «Находки в Жетысу». // Известия МОН РК, 2005, № 1. Алматы.. 231-247с.

Вместе с тем, несмотря на активизацию исследовательской работы, ряд важных аспектов рассматриваемой темы еще не получил должного освещения. 

В конце XIX – начале ХХ вв. был опубликован ряд путеводителей, в которых имелась информация о городах Азиатской России, в том числе и расположенных на территории Степного края. В этих публикациях содержались некоторые сведения о численности населения городских поселений, развитии в них торговли и промышленности, состоянии социально-культурной сферы. Определенный вклад в разработку указанной темы внесли также работы Турчанинова Н.В., Потанина Г.Н., СедельниковаА.Н. В целом, вопросы, связанные с изучением социально-экономического и культурного развития уездных городов Степного края в конце XIX – начале ХХ вв., не привлекли широкого внимания со стороны дореволюционных исследователей архитектуроведов. Усилия авторов в 60-е – 80-е гг. были сосредоточены в сфере историко-краеведческой работы. Благодаря их изысканиям были опубликованы книги по истории Петропавловска, Павлодара, Целинограда (Акмолинска - теперь Астана), некоторых других городов северного и восточного Казахстана.

Следствием активизации исследовательской работы по изучению городских поселений региона явились первые обобщающие труды. В 1990 г. была опубликована книга Касымбаева Ж.К.  «Города Восточного Казахстана в 1861–1917 гг.».

Отсутствие специальных исследований о типологии и стилистике  православных зданий всего Казахстана не позволяет составить целостного представления о традиции церковной архитектуры данного региона.

Цель исследования заключается в изучении эволюции православной архитектуры Казахстана, определении ее типологии и выявлении региональных особенностей построек этого рода, что позволит наметить вектор дальнейшего развития христианского зодчества на территории Республики Казахстан.

Основные задачи исследования, выполнявшиеся  в связи с поставленной целью:

1. Выявление и исследование памятников православной архитектуры на территории Казахстана

2. Изучение истории возникновения и эволюции церковных построек Казахстана по научным изданиям и архивным материалам.

3.   Характеристика православных построек на основе комплексного анализа градостроительного, стилистического, планировочного, объемно-пространственного, конструктивного и декоративного решений.

4. Изучение особенностей размещения храма в структуре населенных мест.

5. Классификация храмов по типам, стилевой принадлежности. Изучение пластического решения фасадов; выявление региональных архитектурных и  строительных особенностей.

6. Анализ факторов, влияющих на объемно-пространственные и архитектурно - планировочные решения при строительстве современных православных храмов в городах Казахстана.

 

Объект исследования.  Православные храмы, церкви, часовни. Исследуются сохранившиеся, утраченные, по архивным данным,  а также храмовые постройки, возведенные на рубеже   XX - XXI вв.

 

Предмет исследования. Выявление эволюции, типологии и  региональных особенностей. Формирование и развитие православного культового строительства   Казахстана, стилистические изменения в типах храмовых построек в процессе роста и развития городов периода XVIII – нач. XXI вв. Предмет исследования составляют особенности православной храмовой архитектуры Казахстана, обусловленные географическим положением и  исторической ситуацией.

 

 

 

 

Хронологические и территориальные границы исследования

Границы исследования продиктованы поставленной целью и задачами, охватывают период с XVIII – нач. XXI вв. География исследования распространяется на города и  поселки всего Казахстана.

 

Методика исследования  носит комплексный характер, представляющий собой взаимосвязанное изучение основных аспектов формирования православных храмов на территории Казахстана.

В качестве основного инструмента исследования привлекается ряд методов: натурные исследования объектов,  характеристика, аналитический обзор научной литературы и архивных материалов, данные статистических исследований, сравнительный анализ проектных разработок .

Исследования базируются на фактическом материале, собранном нами в 2003-2008 гг. При этом использованы данные научно-исследовательского института памятников архитектуры, сведения личного архива, собранного в процессе работы над диссертацией, архивные материалы и  фото-фиксации.

 

Научная новизна работы заключается в  том что впервые  с позиции архитектора рассмотрены  эволюция, типология и региональные особенности православной архитектуры Казахстана XIX-нач. XXI вв. А так же, впервые выполненный системный подход к решаемой проблеме, дал наиболее полную научную обобщающую информацию.

Впервые столь углубленно исследуется архитектура  православных зданий в аспекте развития зодчества всего региона, выявляются общие для субрегионов тенденции развития культового зодчества. В научный оборот вводятся данные  о малоизученных ранее не исследованных архитектурных объектах.

Научная новизна  заключается в исследовании процесса формирования православного зодчества на территории городов Казахстана, её систематизации и  выявлении  типологических архитектурно-пространственных  стилевых особенностей, анализе эволюционных изменений в храмовых постройках. В работе впервые дается классификация всех городских  православных храмов Республики Казахстан сохранившихся, ныне утраченных и возведенных  в период  XIX – XXI вв.

 

Практическая значимость исследования проявится в перспективе. Для создания грамотных, самобытных православных зданий в будущем, несущих отличительные региональные особенности и сохранения характерных  и узнаваемых  черт православной архитектуры Казахстана необходимы результаты данного  исследования.

Большую работу по изучению истории архитектуры Казахстана  выполнили Маргулан А.Х., Акишев А.К., Байпаков К.М. , Мендыкулов М.М., Глаудинов Б.А.

Обобщив изыскания и проанализировав результаты, были выявлены важнейшие факторы, влияющие на формообразование православной архитектуры Казахстана.

 Практическая ценность, в том, что в систему среднего специального  и высшего образований по специальности     « Архитектура»  можно ввести разработанные положения. В данном научном исследовании выявлены пути по совершенствованию и обогащению архитектурного формообразования республики Казахстан.

 Изучение заключается в детальной фиксации и классификации  большинства православных храмов на территории  Республики Казахстан по типологическим и стилевым особенностям.

Данная  работа может быть использована при проведении реконструктивных и реставрационных работ, при изучении истории края, истории архитектуры.

 

Апробация и внедрение научных результатов. По результатам исследования опубликованы материалы в сборниках Международных научно-практических и научно-технических конференций: Основные результаты исследования доложены на 7 международных конференциях и отражены в 4 научных статьях, опубликованных в сборниках научных трудов, входящих в список, утвержденный Комитетом МО и Н РК.

 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и архивных источников, примечаний и иллюстративного материала, сведенных в два тома.

 

 

Глава I: История становления и развития православной архитектуры на территории Казахстана.

 

Природно-климатические условия. Разнообразие архитектурных школ и приемов православного строительства, обусловлено достаточно большой протяженностью  территории Казахстана, расположенной разных климатических зонах и повышенной сейсмической опасностью на определенных участках.

В каждом из климатических районов формировался  свой тип культовых сооружений. При возведении православных храмов учитывались местные традиции  и  строительные материалы. В связи с разрушительными землетрясениями предгорий Казахстана, в конструктивные решения православных храмов были внесены значительные изменения.

 

 

 

Социально-исторические предпосылки. В первые десятилетия XVIII века Россия активно распространяла свое влияние на новые земли, вошедшие ее состав. Современная история православия в Казахстане связана с созданием Уральского казачьего войска, позже – с русскими городами и крепостями. В этот период, на территории Казахстана строились военные пограничные укрепления. Вместе с армией шли полковые священники: походные храмы размещались в палатках или шатрах из непромокаемой ткани.

Одновременно с открытием в казахских степях окружных приказов и образованием при них оседлых поселений в виде казачьих станиц и военных укреплений, подавляющее большинство населения, которое исповедовало православную веру, соответственно строились христианские храмы. Их  сооружение велось за счет пожертвований.

 Первые православные строения были предельно скромны и функциональны. Зачастую они возводились с использованием местных строительных традиций, из сырцового кирпича.

Основание г. Уральска относится к 1613 году, г. Усть-Каменогорск основан в 1720 году, г. Семипалатинск - в 1721 году, г. Верный (ныне Алматы) - в 1821 году, г. Акмолинск (ныне Астана) - в 1830 году. Тогда же начали возводить первые церкви на территории Казахстана, из которых многие уже утрачены. Вкупе с чиновничеством, интеллигенцией и купечеством рабочие составили городскую паству епархии, сельскую же паству составили переселенцы - безземельные крестьяне из густонаселенных районов России, преимущественно из Воронежской губернии.

Поток переселенцев резко вырос в 1890-е годы, после засух и неурожаев во многих российских областях.

Процесс бурного освоения, затронувший в конце XIX –ХХ вв. Степной край, оказал заметное влияние на изменения в численности и составе горожан. Уездные центры росли в основном переселенцев, прибывших из других регионов Российской империи, а естественный прирост населения играл подчиненную роль. Рост численности населения был характерен преимущественно для таких городов, как Петропавловск, Акмолинск, Усть-Каменогорск, Павлодар.

Краткая хронология образования епархий на территории Казахстана за промежуток времени , описываемый  в диссертации:
         В 1871 г. образована епархия Туркестанская с центром в г. Верном.
         В 1912 г. - викариатство Семипалатинское.
         В 1913г.- викариатство Акмолинское.
         В 1916 г. - епархия Верненская и Семиреченская.
         В 1945 г. - епархия Алма-Атинская и Казахстанская.
         В 1991 г. - епархии Алматинско-Семипалатинская, Чимкентско-Акмолинская и Уральско-Гурьевская.

Эволюция православного зодчества на территории Республики  Казахстан проходит три  исторических периода:

 

Первый – дореволюционный.1718 г. – 30-е гг. XIX в.; петровский период укрепления южных границ империи и перестройка городов на началах регулярности, продолженная  при Екатерине II, законченная при Николае I

30-е гг. XIX в. – конец XIX в. (1894 г) Усиление градостроительного значения культового зодчества и последующая волна переселений    тысяч людей из малоземельных российских губерний на земли Омской епархии (1895 г. – 1917 г.)

Второй  период  –  1917 г. – 90-е гг. XX в.; годы советской власти. Этот временной промежуток так же неоднозначен, он делится на три части. Первая часть-становление советской власти и последующий раскол церкви, разрушение и переориентация православных построек, репрессии духовенства. Вторая часть-ослабление гонений на церковь во время великой отечественной войны. Третья – хрущевская оттепель, способствовавшая возрождению приходов, частичное возвращение храмов верующим.

 Третий период  –   90-е гг. XX в. – начало XXI в. После обретения суверенитета Республикой Казахстан, приходам, начавшим образовываться еще в советском союзе и  значительно увеличившимся духовным центрам,  государством возвращаются храмы. Ведется активная реставрация и  строительство  новых церквей.

Глава II: Классификация православной архитектуры Казахстана.

 

1. Приходские церкви – среднего размера храмы (на 100-500 реже до 1000 чел.) в районах городов, поселках, селах с постоянным приходом, общиной, настоятелем (1-2 священника) с диаконом и клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни .Храмы могут состоять в едином комплексе церковных зданий или стоять отдельно, являясь духовным ядром приходского комплекса (или духовно-просветительного,  центра). Могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с таким же количеством приделов.

Колокольня возводилась над входом или отдельно стоящим сооружением. Это самый распространенный тип церкви местного, районного значения.

2. Соборные кафедральные церкви – большого размера храмы (от 1000-10000 чел.) в центральной части городов, при епископских кафедрах, митрополиях, епархиальных управлениях, Духовных Семинариях и Академиях или духовно-просветительских и православных культурных центрах, которыми они могут быть одновременно. С приходом, общиной, настоятелем-протоиереем или епископом (с несколькими сослужащими священниками и диаконами), с клиром.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни. Чаще строятся отдельно стоящими, но могут состоять и в едином комплексе церковных зданий и являться композиционным ядром большого района, города или епархии.

 Соборы имеют от трех и более приделов, а также нижний храм с таким же количеством (по необходимости).

Колокольня надстраивалась над входом в виде отдельных объемов. Этот тип храма может иметь как городское (кафедральное), так и областное (епархиальное), региональное или даже государственное (миссионерское) значение.

3. Монастырские церкви – маленького, среднего и большого размеров (на 100-5000 чел.), размещенные в центре монастырей (в городе или на окраине, в селах, поселках), скитов, подворий. С приходом, монашеской общиной и архимандритом-настоятелем, с сослужащими иеромонахами и иеродиаконами. Ежедневные богослужения с совершением отдельных церковных обрядов.

Такие храмы состоят в едином комплексе монастырских зданий.Могут иметь от одного до трех приделов, а также нижний храм с количеством приделов по необходимости обители. Колокольня выделяется над входом или отдельно построена в комплексе. Этот тип может иметь как городское, так и областное, региональное или даже государственное (международное) значение (Лавры).

4. Больничные церкви  – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при больницах (госпиталях, роддомах, поликлиниках), в городах, поселках. С приходом, общиной, настоятелем и диаконом.

Богослужения совершаются в праздничные и выходные дни. Такие храмы могут быть как отдельно стоящими возле медицинских учреждений, так и встроенными в их корпуса. Могут иметь от одного до трех приделов. Колокольню – представляет либо отдельно стоящая  звонница, либо над входом. Часто больничные храмы могут совмещать функцию и приходских.

Этот тип храмов может иметь как городское, так и обласное или местное значение. 

5. Военные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при военных частях, ВУЗах, в городах, поселках. С приходом, общиной и настоятелем (капелланом).

Богослужения в праздничные и выходные дни Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими (или походными – в виде палатки). Могут иметь колокольню или звонницу над входом.

6. Тюремные церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-300 чел.) при тюремных изоляторах, в городах, поселках. Богослужения в праздничные и воскресные дни, но только для заключенных. Нередко такие храмы могут быть встроенными (домовыми) или пристроенными, реже – отдельно стоящими. Могут иметь звонницу или колокольню над входом (зависит от режима содержания заключенных).

7. Кладбищенские церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-900 чел.) на кладбищах или возле них, в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения совершаются в праздничные (особенно поминальные) и воскресные дни. Могут иметь небольшие церковные сооружения и выполнять функции приходского храма. Колокольня или звонница имеется над входом.

8. Учебные (училищные, академические или университетские) церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 100-500 человек) при ВУЗах, в городах, поселках с приходом, общиной и настоятелем. Богослужения в праздничные и выходные Храмы, как правило, являются встроенными в здания учебных заведений, в виде часовни или отдельно стоящего сооружения (но очень редко). Храмы могут быть как двух- так и трехчастные. При храме оборудуются помещения, приспособленные для церковного причта (отдельные здания для этого редко предоставляются). Храмы могут иметь звонницу над входом или вовсе ее не иметь. Учебные храмы могут выполнять параллельно функции  и приходских.

9. Домовые церкви – маленького и среднего размеров храмы (на 50-100 человек) встроенные или размещенные в самом здании (учреждениях, временных комнатах для общин без храма, благотворительных заведениях, жилых комплексах и др.), в городах, поселках, селах с приходом, общиной и настоятелем с клиром. Богослужения в праздничные и выходные дни .

Такие храмы были особенно распространены до атеистического периода. В наше время этот тип может расматриваться как временное богослужебное помещение или как постоянное, но обеспечивающее лишь очень малый или ограниченный (из-за малой площади) круг прихожан, в виду тех или иных причин. Домовые церкви могут иметь как двух- так и трехчастное устройство. Как правило рядом с помещением храма оборудуются комнаты для церковного причта, звонниц не придусмотрено.

Домовые храмы в зависимости от размещения и значимости деятельности общины могут иметь различное духовное значение, чаще районное.

10. Безприходские церкви – маленького размера храмы-памятники или часовни-мемориалы (до 50 человек) в городах, поселках с нанимаемым священником и клиром. Богослужения в праздники  или  дни, знаменующие определенные знаковые события.

Каких-либо церковных сооружений при храме не возводится, кроме музеев или помещений для обслуживающего персонала. Иногда подобные храмы трансформируются в приходские, тогда они могут быть достроены, расширены и уже при них сооружаются дом причта и другие сооружения, включая звонницу или колокольню.

Символическое значение таких храмов (очень редко по духовной деятельности прихода) может быть как городское так и государственное.

Кроме вышеуказанных основных функциональных типов православных храмов встречаются и миссионерские или “мобильные” храмы: оборудованные в вагонах поездов под православный храм, помещения под храмы на кораблях, которые на протяжении движения по тем или иным маршрутам, обслуживают духовные потребности верующих в местности, где нет храма (селах, поселках), по разным причинам.

Кроме этого, в связи с новыми условиями формирования православных храмов в современной застройке, активно функционирующие Духовно-просветительские, культурные, миссионерские, церковные и просто приходские православные центры или комплексы. Нередко они формируются на базе уже существующих крупных приходов или монастырей.

 

Глава III: Региональные особенности православного зодчества Казахстана.

 

Место храма в структуре городов, поселений.

Города современного Казахстана по истории возникновения можно разделить на следующие группы: 1) древние города, возникшие на местах поселений с V-XI веков. (Жамбыл, Туркестан, Шымкент);  2) города-крепости, фор­мировавшие в XVIII веке Иртышскую и Ишимскую линии укреплений, основан­ные по указу Петра 1 (Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар, Петропав­ловск). 3) города, основанные в XIX веке (Алматы, Караганда, Астана); 4) молодые горо­да, основанные в XX веке (Темиртау, Руд­ный, Шевченко);

На протяжении столетий градостроительное значение православной постройки оставалось смысла - и формообразующей составляющей русской архитектуры. И в планировке, и в силуэте поселения храм являлся ядром композиции и доминантой в сочетании с другими общественно-важными сооружениями, определяя характер дальнейшего развития городской застройки.

В 30-е годы XXв. – начало периода уничтожения сакральной архитектуры в структуре городов и других поселений, продлившееся вплоть до конца века, в результате чего  градостроительная культура лишилась многих архитектурных храмовых ансамблей, отдельно стоящих соборов на центральных городских площадях.

Конец XX- начало XXI вв.- период возрождения православной архитектуры, реставрации сохранившихся храмовых сооружений, реконструкции разрушенных и строительства новых храмов в РК.

Длительные перерывы в строительстве храмов требуют восстановления преемственности. Культовое зодчество привлекало внимание многих исследователей. В дореволюционный период в изучении церковных объектов преобладал исторический и статистический подход.

С начала 1990-х годов возникла необходимость углубленной разработки вопросов размещения новых храмов в структуре современ­ного города, в частности в структуре площади. Храмы наряду с мечетями фиксируют этапы развития города и его площадей, являясь доми­нантами в окружающей среде, тем самым во многом определяя его планировочную структуру.

В развитии архитектуры сохранившихся храмовых комплексов наблюдается преемствен­ное развитие. Заключается  оно в выявлении основ, заложенных в композиции  ансамбля и развитии его  в новых градостроительных условиях.

Взаимодействие развивающегося ансамбля с вновь созданным окружением основано на принципе смещения доминанты, которое выражается в том, что появляется новый центр композиции, соответствующий современному градостроительному кон­тексту.

Следует отметить то, что в отличие от дореволюционного периода, когда под культовое сооружение закладывалась обширная соборная площадь, в настоящее время здания культовых построек вкрапляют в уже готовую планировочную структуру, не всегда учитывая градостроительные традиции прежних веков.

 В современных градостроительных условиях церковные комплексы и здания могут рассчитывать лишь на определённую зону влияния храма, в непосредственной близости от культовой постройки.

 

Виды размещения храма в структуре города:

 

1.Строительство храмов на территориях создаваемых  крепостей. Зачастую храмы занимали центральные участки площадей  и являлись градообразующим ядром (в дальнейшем  при благоприятных условиях трансформируясь, соборные площади, где размещались комплексы церковных построек, включавшие обычно, кроме храмов, и другие духовные и светские учреждения, занимали наиболее выгодные в композиционном отношении, городские территории)

2.Церкви, располагающиеся  в нижних форштадтах, формирующих «речной фасад».

3.Размещение храма в комплексе с торговыми рядами или на базарной площади

4. Расположение храма  по перспективным направлениям  развития города

5.Строительство   церкви на территориях некрополей (зачастую расположены на периферийных участках города).

 

Использование ландшафтных особенностей при выборе места возведения храмов на территории поселения:

1) возведение на высоком берегу (в крепости или посаде) для формирования силуэта и панорамы города.

2)  размещение на береговых склонах для организации ближнего плана восприятия со стороны реки.

3) использование храма как доминанты, организующей территорию площади.

4)  церковь как высотный ориентир,  замыкающий  перспективу одной или нескольких улиц.

Эволюция архитектурного образа  православных построек Казахстана тесно связана с развитием крепостей и их трансформацией в уездные города. Новый, уже каменный храм, часто ставили на место старой деревянной церкви, так как она служила главной доминантой. Более подходящее место  найти было сложно. Старую же  церковь с предосторожностями  разбирали и переносили на новое место, в результате, храм получал второе рождение. Развивавшийся город получал две новые церкви, расположенные наиболее выгодно и для горожан и для архитектурного облика православных построек.

Храмы возникали не только в крупных городах, но и в малых поселениях.

 

Современное состояние православных храмов в структуре города.

В первой половине XX века было уничтоже­но целое направление не просто строительства культовой архитектуры, а той его важной части, которая отражала многовековые основы миропонимания. Церкви и все, что с ними связано, не ушли городской структуры, значительно обеднив визуальное воспри­ятие города, в котором храмы - были высотными ориентирами, важными градостроительными узлами. В связи с этим нарушены не только историческая правда, но и понимание гармонической закономерности организации городского ландшафта, что лишает современного жителя города ощущения исторической преемственности и воспитания архитек­турным, духовным и эстетическим опы­том прошлого.

После длительного исторического перерыва, размещение, стро­ительство и проектирование церковных зданий Русской Православной Церкви на территории Казахстана снова становится актуальной градостроительной задачей. В условиях непрерывного территориального роста большинства городов, храм как элемент архитектурно-планиро­вочной среды, мог бы выступить в роли  одного из значимых звеньев его композиционной структуры. Наметившиеся на рубеже XX - XXI вв. тенденции проявления религиозного самосознания городского населения, способствуют поиску путей постепенного восстановления значимости пра­вославного храма как важнейшего компонента социо культурной жизни.

 

Объемно - планировочные композиции.

«Архитектурно-пространственная и  планировочная композиция храмов, их типы и архитектурно-декоративное убранство» содержат характеристику и анализ сакральных сооружений, дифференцированных по по типам композиционно - пространственного и планировочного решений в соответствии со стилевыми направлениями.

К первому историческому периоду относятся следующие храмы: Знаменский Семипалатинский собор (1777 г.), Усть-Каменогорская Троицкая церковь (1789 г.), Покровский Петропавловский собор(1813 г.) и тд.; Все  перечисленные храмы представляют собой трапезный тип  с продольно-осевой планировочной композицией, возведенные в одной связи с колокольней и одной пятигранной  апсидой. Образное решение этих храмов совершенно различно. Знаменский собор представляет компактное и тяжеловесное сооружение с широким восьмериковым барабаном и шлемовидным куполом, а Покровский собор Петропавловска, имеющий прототип в Тобольске, - сооружение с протяженной продольно-осевой планировочной композицией, с четко выраженной вертикальностью пятиглавого основного объема храма и далеко отнесенной колокольней.

Характерными примерами начального этапа второго периода (30-е - 60-е годы) являются два храма с различными архитектурно-планировочными решениями: Воскресенский собор в Семипалатинске (1857)  и Вознесенский собор в Петропавловске (1865). Первый является базиликальным типом трехнефного храма, продольно-осевая композиция, которого объединяет последовательно расположенные: притвор( над которым надстроена колокольня), трапезную, помещение молитвенного зала и прямоугольную апсиду с восточной стороны. Архитектурно - пространственная композиция храма отражала особенности  строительства этого периода на периферии России, выражавшиеся в лаконичности объемов, строгости и «чистоте» вертикального силуэта колокольни и восьмигранного шатрового объема над молитвенным залом храма,  простоте архитектурного декора.

 Вознесенский собор Петропавловска представляет другой тип – это компактный объем зального храма с барабаном – ротондой и шлемовидным куполом, являющий собой пример классицистической архитектурно-пространственной композиции, частью которой является и доминирующая, четвериковая на всех ярусах колокольня.  

К базиликальному типу относятся другие храмы этого времени – Александро-Невская (1882 г.) Семипалатинская и Всехсвятская (1890 г.) Петропавловская церкви. В планировочном решении Петропавловского храма была попытка вычленения четверика основного помещения храма за счет незначительного сужения примыкающей трапезной.Свято-Троицкий  собор (1893 г.) Павлодара относится к типу трапезных храмов. Его планировочное решение представляет более усложненный вариант композиции последовательно расположенных по продольной оси функциональных зон: крытая шатром паперть, колокольня, притвор, трапезная, молитвенный зал и полуциркульная апсида.

Разнообразие планировочных и архитектурно - пространственных решений в храмах второго исторического периода свидетельствует не только об активной градостроительной деятельности, но и о привнесении в типовые проеткы храмов территориальных особенностей.

Православные культовые сооружения третьего исторического периода  конца XIX (1895 г.) - начала XX вв. (1917 г.) подводят итог двухсотлетнему периоду формирования сакрального зодчества на территории Республики . Темпы активного возведения православных храмов второго периода продолжились и в третьем: появляются крещатые церкви, в архитектурно-декоративном убранстве всех храмов третьего периода при  различном композиционном решении присутствуют элементы национального русского стиля.

В четвертый исторический период, происходило уничтожение храмов, что вызвало регресс градостроительной культуры, нарушив планировочную структуру и силуэтную выразительность городов.

Все церкви, возведенные в период XVIII - нач. XX вв., при разнообразии их архитектурно-пространственных и планировочных решений,  классифицируются по основным типам, но имеют отличительные особенности в архитектурно-декоративном и конструктивном аспектах.

В планировочном аспекте выделены 4 типа храмов:

 первый  – сооружения трапезного типа с самостоятельными планировочными составляющими: основного помещения, притвора и трапезной (Антония и Феодосия Печерских, Троицкая Усть-Каменогорская, Покровская Петропавловская и др.) В церквях трапезного типа храмовые приделы расположены ближе к притвору; 

второй церкви базиликального типа трех- и однонефные (Воскресенская Семипалатинская, Александро-Невская Семипалатинская и др.) Сооружения  базиликального типа, (где все планировочные составляющие, имея одну ширину, вписаны в прямоугольник)  строились в исследуемом регионе в середине и конце XIX в.

третий– сооружения центричные с октагональным планом основного помещения, или тяготеющие к центричным с четвериковым залом (Благовещенская и Никольская в Семипалатинске, Покровская в Усть-Каменогорске);

четветрый– крещатые церкви, в плане которых читается крест: основное помещение храма расширено северными и южными приделами (Мариинская Петропавловская, Владимирская Павлодарская);

В композиционном - решении  исследуемые храмы имеют:

● над молитвенным залом одно - или пятикупольное завершение ;

● перекрытие главного зала куполом или шатром;

● перекрытие колокольни куполом или шатром;

● при наличии паперти, она  перекрыта шатром или расположена на первом уровне колокольни;

● одну или три апсиды.

 В храмовой архитектуре прослеживаются следующие стили: 

●   провинциальное барокко, выразившееся в использовании отдельных выразительных приемов (овальные окна в гранях барабана; фигурные аттики, люкарны и крестообразные окна), характерных для православного зодчества на периферии России;

● мотивы классицизма (треугольные фронтоны, ордерные) наряду с эклектичным сочетанием элементов барокко (орнаментальные пояса) и декоративных приемов национального русского стиля (килевидные аттики и пластика фасада, имитирующая его трехчастность с позакомарным перекрытиием)  , а также приемы, характерные для московской православной архитектуры   XVII в.  стиля-«нарышкинского барокко»;

●   мотивы деревянного русского зодчества в сочетании с приемами «кирпичной» архитектуры;

Современные сакральные сооружения

С 90-х годов XX в. начинается новый, период в истории формирования сакрального зодчества в исследуемом регионе. Начавшееся в конце прошлого века возвращение Церкви и восстановление храмов, а также строительство новых сооружений православного культа, после длительного отсутствия проектной практики, поставило проблему- не только  поиска образа и стилевого решения, но и выбора места под храм. Сохранение  ценных архитектурных объектов и их органичное сочетание с  вновь возводимыми зданиями и комплексами – необходимая практическая задача, опирающаяся сегодня на научную теоретическую базу, позволяющую использовать в каждом конкретном случае различные формы реставрации и реконструкции. Системный анализ взаимосвязей элементов ансамбля или здания на всех градостроительных уровнях – необходимое условие решения этой задачи.

Новые  храмы, возводимые в память о существовавших, чаще не повторяют их исторического архитектурного облика и  закладываются на других, специально отведенных территориях. Хотя есть примеры, когда место и облик полностью совпадают (Софийский собор Алматы).

Анализ приемов  размещения современных храмов в структуре городов Казахстана и их архитектурно - пространственных особенностей  позволяет заключить:

●  опыт, накопленный градостроителями прошлого, и  выработанные ими  принципы  размещения православных  храмов  в структуре городов учитывается современными архитекторами при выборе места строительства– как доминантные объекты внутри рядовой застройки;;

● архитектурные особенности современных церквей при большом разнообразии  решений  сохраняют  и исторические стилевые истоки, и историческую региональную преемственность, что подтверждается архитектурно-пространственным решением: большинство храмов запроектированы и построены в комплексе  с колокольней;  планировочное решение представляет развитие схемы крещатого храма; многие храмы облицованы кирпичом с использованием рельефной кладки в традициях национального русского стиля и пластических приемов, характерных для «кирпичного» стиля;

Архитектурные особенности православных сооружений Казахстана.

Церковно-каноническая традиция дает современному проектировщику широчайший выбор архитектурно-композиционных решений. Количество достаточно строго соблюдаемых правил, отражающих смысл православного вероучения достаточно ограничено:

– ориентация здания храма по оси “восток–запад” алтарем на восток

– венчание храма Крестом

– отделение алтаря от части храма, где стоят молящиеся

– приподнятость здания храма над поверхностью земли и алтаря с солеей над поверхностью собственного храма

– расчет конструкций с учетом сейсмических условий на территории Казахстана.

 

Основные выводы и результаты исследования.

Православные храмы, строившиеся в городах изучаемого региона с момента их образования в XVIII в., возводились со знанием приемов наработанных в русской архитектуре с учетом ландшафтных особенностей местности.

Крепости, из которых выросли города, как  фортификационные сооружения, ставились в местах, наиболее защищенных природными условиями– на высоких берегах рек , у их слияния на  возвышенном рельефе, окруженном оврагами. Храмы, становясь высотными и силуэтными ориентирами в городе, влияли на формирование вертикальной композиции и очертаний городской застройки при разных точках восприятия.

В планировке созданных храмов исследуемых городов нашли отражение концепции: 1) продольно - осевого храма (трапезного и  базиликального); 2) центричного храма;  3) крещатого храма.

Процесс формирования сакрального зодчества в городах Казахстана в разные исторические периоды отражает  влияние следующих стилей:

● провинциального барокко в первом периоде, отмеченного наличием отдельных выразительных деталей стиля;

●  классицизма  наряду с мотивами украинского барокко (в орнаментальных поясах, фронтонах, сандриках);

● русского стиля в формах, характерных для московской культовой архитектуры  XVII  в.  эпохи «нарышкинского» барокко, приемы которого сочетаются с использованием элементов фигурной кирпичной кладки;

В современной строительной культуре городов, ведущих свое начало от форпостов отразились все исторические периоды их развития с начала XVIII века до сегодняшнего дня:

● зарождение их как оборонительных сооружений определили особые ландшафтные условия;

● наплыв переселенцев из центральных и северных регионов России привел к христианизации края, вызвавшей волну православного культового строительства;

● уничтожение культовых сооружений в первой половине XX в. нарушило композицию архитектурно-планировочных ансамблей, силуэтов и панорам городов;

●  активизация храмового строительства в 90-х годах XX – начале XXI вв., восстанавливая духовно - историческое содержание исследуемых городов, способствует возрождению исторических строительных традиций.  

На сегодняшний день среди культовых сооружений Казахстана наиболее распространенными являются   мусульманские мечети и православные храмы.  В составные композиционные звенья мусульманской мечети входят вертикальные башенные сооружения-минареты. В православной архитектуре их эквивалентом стали  колокольни и звонницы.

Примечательно,  то, что в православной архитектуре Казахстана доминировали пристроенные колокольни. А  если не было возможности пристроить непосредственно к храму, то к колокольне пристраивалась галерея, соединявшая её с основным зданием.

Следует отметить, что с приобретением суверенитета в Казахстане изменилось отношение к духовному наследию. По всему Казахстану, активно строятся новые православные храмы, а вместе с ними и часовни. В данный период,  когда храмы только возрождаются, богослужебные функции часовен заметно расширились. Сегодня, на время строительства церквей  они используются как храмы, т.е. функционируют регулярно.

 К  прихрамовым постройкам можно отнести следующие: часовня, возведенная в Алматы  на улице Джангильдина, угол Хамиди. На этом участке  идет восстановление Софийского собора  в первозданном виде. Этому предшествовало сооружение часовни. В данный момент она распологается напротив строящегося храма.

Примечательно,  то, что архитектурный облик часовен Казахстана соответствует композиционному решению храмов, вблизи которых они построены.

Таким образом, исследование памятников православной архитектуры Казахстана XIX-нач.XXI вв., позволило раскрыть грань строительной культуры этого региона и пополнить историко-архитектурные  сведения в научной литературе.

 

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы

 

1     Сомова В.Г. Роль памятников зодчества Казахстана в профессиональном образовании архитекторов.//Материал междунар. науч-практ. конф. посв. 80-летию академ. Е.А.Букетова-Ч.2.-Караганды: Изд-во КарГУ, 2005.-С.197-200.

2     Сомова В.Г. Эволюция архитектуры православных  построек  Алматы и  Астаны.//Вестник 2-3(16-17): сб. науч. тр. КазГАСА.-Алматы 2005.-С.54.

3     Сомова В.Г. Архитектурные  особенности  Никольского собора в г.Алматы.//Вестник 4(18): сб. науч. тр. КазГАСА.-Алматы 2005.-С.63-65.

4      Сомова В.Г. Православные  часовни на территории Казахстана.// Труды II науч.-практич. конф.Естеств-гуманит.науки и их роль в подготов. инжен.кадровКазНТУ.-Алматы2005.-С.195-196.

5     Сомова В.Г. Роль памятников зодчества в архитектурном образовании молодежи Казахстана.// Материал междунар. науч-метод. конф. Развитие регион.арх.-худ. школ в контексте истор.- культ. традиций. КГАСУ.-Казань2005.-С.63-65.

6     Сомова В.Г. Основные звенья культовых ансамблей Казахстана.// сб. науч. тр. II междунар. науч-практич. конф.Сохран. и использ. обьектов культ. и смешан. наслед.соврем. Центральной. Азии. - Алматы 2005.-С.187-189.

7     Сомова В.Г. К изучению  творчества  Российских репрессированных  зодчих  в Казахстане в середине   ХХ века.//Тезисы докл. науч.конф. Сохран. арх. ХХ в. и всемирн. Наследие-М.2006.-С.183.

8     Сомова В.Г. Пути развития православного зодчества Казахстана сб. науч. тр ТАКИ.-Ташкент 2006.-С.39-41. 

9     Сомова В.Г. К изучению  современных путей православного зодчества Казахстана//Материал VI Республ. студенч. науч-технич. конф.Творч. мол. инновац. развит. Каз.ВКГТУ.-Усть-Каменогорск, 2006.-С.144-145.

10Сомова В.Г. Синтез архитектуры и изобразительного искусства в христианских постройках Казахстана.// Материал междунар. науч-практич. конф.Дизайн. образ. в XXI в.: регион.и культ.-истор .аспекты.-Алматы 2007.-С.157-160.

11Цой В.Г. Современные православные храмы  Алматы и Алматинской области .// сб. науч. тр. «Казакстан жогары мектебi»-«Высшая школа Казахстана» Алматы 2008.-С.324-326.

12Цой В.Г. К изучению современных православных построек Казахстана .// сб. науч. тр. «Iзденiс»-«Поиск» Алматы 2008.-С.323-326.

 


РЕЗЮМЕ

 

 

Цой Виктория Геннадьевна

 

XIX -XX ғас ҚАЗАҚСТАННЫҢ  православтық архитектурасы

(эволюция, типология,  аймақтық ерекшеліктер)

 

18.00.01- мамандығы- архитектура теориясы мен тарихы, тарихи- архитектуралық  мұраларды  қалпына келтіру мен жаңарту

                         

Зерттеу нысаны. Православтық храмдар, церковтар, часовнялар. Мұрағаттағы мәліметтер бойынша сақталған, жоғалған, сонымен қатар ХХ-ХХI ғғ. Шетелде тұрғызылған храмдық құрылыстар зерттеледі.

Зерттеудің мақсаты Қазақстанның православтық архитектурасының эволюциясын меңгеру, оның типологиясын анықтау және осы сияқты салымдардың регионалдық ерекшеліктерін айқындау, келесіде Қазақстан Республикасының территориясында християндық зодчестваның ары қарай даму векторын белгілеуге көмектеседі.

Зерттеу методикасы кешенді сипат алып жүреді, Қазақстан территориясында православтық храмдар құрылуының негізгі аспектілерін бір-бірімен баыланысты меңгеруін көрсетеді.

Зерттеудің негізгі құралы ретінде бір қатар тәсілдер қарастырылады: нысанды натуралдық зерттеу, ғылыми эдебиетті және мұрағаттық материалдарды сипаттау, аналитикалық қарау, статистикалық зерттеулердің мәліметтері, жобалық дайындау істердің салыстырмалы анализі.

Зерттеулер бізбен 2003-2008 жж. Жиналған фактілік материалдармен базаланады. Сонымен өзінде архитектура ескерткіштерінің ғылыми-зерттеу институтының мағлұматтары, диссертация жұмысы барысында жиналған жеке мұрағаттың мағлұматтары, мұрғаттық мәліметтер және сурет-фиксациялар қолданылған.

Зерттеудің негізгі шешімдері мен қорытындылары

Православтық храмдар, ХVIII ғ. олардың құрылу кезінен, меңгеру аумақтарындағы қалаларда салынған, сол жердің ландшафтық ерекшеліктерін есепке ала отырып, орыс архитектурасында бекітілген білімдерді біле отырып салынған.

Зерттелетін қалаларда салынған  храмдар жоспарында келесі концепция келбетін тапқан:

1) ұзындық-осьтік храмның (трапездік және базиликальдік);

2) центрлік храмның;

3) крещаттық храмның.  

Қазақстан қалаларында әр түрлі тарихи кезеңдердегі сокральдщық зодчестваның құрылу процесі келесі стильдердің әсер етуін келбеттейді: провинциальдық барокко бірінші кезеңде, стильдің бөлек айрықша бөлшектерінің барысымен айқындалған; украиндық барокко белгілерімен қатар классицизм (орнаменттық поястарында, фронтондарда, сандрикаларда); орыс стилі, ХVII ғ. «нарышкинский» барокко ғасырындағы мәскеулік культтік архитектурасына сипатты, олардың әдістері фигуралық кірпіштік қою элементтерін қолданумен сай келеді;

Бүгінгі күндік қала салу мәдениетінде, өз бастамасын форпосттардан алып жүретін, ХVIII ғасырдың басынан осы күнге дейін олардың дамуының барлық тарихи кезеңдері байқалған: олардың қоғаныш құрылысы ретінде пайда болуы айрықша ландшафтық талаптарынанықтайды; Ресейдің орталық және солтүстік аумақтарынан көшпенділердің келуі, православтық культтық құрылыс толқынын шақырған, аумақты христианизациялауға алып келді; ХХ ғ. бірінші жартысынжа культтық құрылыстарды жою архитектуралық-жоспарлық ансамбльдерін, мүсіндердің және қалалар панорамасының композициясын бұзды; ХХ ғасырдың 90-шы жылдарында ХХI ғғ. басында храмдық құрылыстың активизациясы, зерттелетін қалалардың рухани-тарихи мазмұнын қалыпқа келтіре отырып, тарихи құрылыс салт-дәстүрінің қайта тууына көмектеседі.  Бүгінгі күндік қала салу мәдениетінде, өз бастамасын форпосттардан алып жүретін, ХVIII ғасырдың басынан осы күнге дейін олардың дамуының барлық тарихи кезеңдері байқалған: олардың қоғаныш құрылысы ретінде пайда болуы айрықша ландшафтық талаптарынанықтайды; Ресейдің орталық және солтүстік аумақтарынан көшпенділердің келуі, православтық культтық құрылыс толқынын шақырған, аумақты христианизациялауға алып келді; ХХ ғ. бірінші жартысынжа культтық құрылыстарды жою архитектуралық-жоспарлық ансамбльдерін, мүсіндердің және қалалар панорамасының композициясын бұзды; ХХ ғасырдың 90-шы жылдарында ХХI ғғ. басында храмдық құрылыстың активизациясы, зерттелетін қалалардың рухани-тарихи мазмұнын қалыпқа келтіре отырып, тарихи құрылыс салт-дәстүрінің қайта тууына көмектеседі.   

Бүгінгі күнде Қазақстанда культтық құрылыс арасында мұсылмандық мешіттер мен православтық храмдар ең көп таралған болп табылады. Мұсылмандық мешіттердің құрамдық композициялық негізіне вертикальдық биік құрылыстар – минареттер кіреді. Православтық архитектурада оның негізгі эквиваленті болып қоңыраулық пен звонницалар болып табылады.

Ең айқыны, Қазақстандық православтық архитектурада біріктірілген қоңыраулықтар қолданған.  

 

 

 

 

 

 

 

RESUME

Tsoi Victoria

 

Architecture of the Russian Orthodox Church in the XIX-th Century and the Beginning of the XX-th Century in Kazakhstan (evolution, typology and regional characteristics).

Speciality 18.00.01 – Theory and history of architecture, restoration and reconstruction of historical and architectural heritage

 

Subject of research. Orthodox temples, churches, chapels. Those extant and lost are investigated based on historical records, as well as temple constructions erected at the turn of XX - XXI centuries.

Research objective is to investigate the evolution of Orthodox architecture of Kazakhstan, determine its typology and reveal regional peculiarities of constructions of this type which will enable to outline further development vector of Christian art of building in the Republic of Kazakhstan.

Research technique is complex in its nature and represents interrelated study of the basic formation aspects of Orthodox churches in the territory of Kazakhstan.

A number of methods are involved as the basic research toolkit: field research of architecture facilities, characteristic, analytical review of scientific literature and archival materials, statistical investigation data, comparative analysis of design developments.

Scientific investigations are based on factual data collected by us in 2003 through 2008. Therewith, the data of scientific research institute of samples of architecture, materials from the personal archive collected throughout the work on thesis, archival materials and photo-fixations have been used.

Key conclusions and research findings.

The Orthodox churches constructed in cities of the region under study from the very moment of their formation in XVIII century, were erected using the knowledge acquired in Russian architecture taking into account landscape peculiarities of the location.

The following conceptions were embodied in the layout of the churches created in the cities under study:axial-type church (refectory and basilican);centrally planned church;quincunx church.

Formation process of the sacral art of building in the cities of Kazakhstan in  different historical periods represents influence of the following styles: provincial baroque in the first period which is distinguished by individual expressive style details; classicism along with the Ukrainian baroque motif (in ornamental bands, pediments, head moulds); Russian style in the forms characteristic of the XVII century Moscow hieratical architecture of the “Naryshkin” baroque epoch the techniques whereof are combined with the elements of ornately shaped bricklaying.

In modern building culture of the cities originating from outposts all historical periods of their development from the beginning of XVIII century until today were embodied: their origin as defense constructions was determined by special landscape features; inflow of immigrants from central and northern regions of Russia led to Christianization of the area which in its turn resulted in upsurge of Orthodox hieratical building; destruction of hieratical constructions in the first half of XX century broke the architectural and layout ensembles, silhouettes and panoramas of the cities; intensification of church building in the nineties of XX-beginning of XXI centuries restoring religious and historical essence of the cities under investigation facilitates the revival of historical building traditions. In modern building culture of the cities originating from outposts all historical periods of their development from the beginning of XVIII century until today were embodied: their origin as defense constructions was determined by special landscape features; inflow of immigrants from central and northern regions of Russia led to Christianization of the area which in its turn resulted in upsurge of Orthodox hieratical building; destruction of hieratical constructions in the first half of XX century broke the architectural and layout ensembles, silhouettes and panoramas of the cities; intensification of church building in the nineties of XX-beginning of XXI centuries restoring religious and historical essence of the cities under investigation facilitates the revival of historical building traditions.

At present Muslim mosques and Orthodox churches are the most widespread among the hieratical constructions of Kazakhstan. Vertical tower-shaped constructions-minarets- are included into compound composite sections of Muslim mosque. Their equivalents in Orthodox architecture are bell-towers and belfries.

It is remarkable that in Orthodox architecture of Kazakhstan the attached bell-towers prevailed. Where it was impossible to attach a bell-tower directly to the temple, a gallery was built to connect the belltower to the main building.

It should be noted, that national sovereignty being attained the attitude towards spiritual legacy in Kazakhstan has changed. New Orthodox churches along with chapels have been actively built throughout Kazakhstan. During this period when churches are being restored liturgical functions of chapels have considerably extended. Today and over the construction period of churches, the chapels are used as temples, i.e. function regularly.

Thus, the research of Orthodox architecture samples of Kazakhstan built in ХIХ-beginning of ХХI centuries made it possible to reveal one aspect of building culture of this region and to supplement historical and architectural materials available in the scientific literature.

 

 

 

 

Цой Виктория Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИТЕКТУРА КАЗАХСТАНА XIX- НАЧ. XXI  ВВ.

(эволюция, типология,  региональные особенности)

 

 

 

 

Специальность 18.00.01- Теория и история архитектуры, реставрация

и реконструкция историко   - архитектурного наследия.

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата архитектуры

 

 

 

 

 

Подписано в печать 25.03.2009г. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Усл. печ.л.1,8. Тираж 100 экз. Заказ №122.

______________________________________________

 

Отпечатано в ТОО «Іргетас».

050013, г.Алматы, пр.Абая, 10